Научная несостоятельность расистских доктрин

РАСИЗМ

— совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас, решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества, исконном разделении людей на высшие и низшие расы.

Можно сказать, что первые попытки доказать превосходство одних людей над другими начали предприниматься со времен Великих Географических открытий.

Поиски новых рынков сбыта, погоня за наживой привели к за­хвату колоний, разделу и переделу мира. Открытие Америки Ко­лумбом в 1492 г. повлияло на дальнейшую историю не только народов Америки. На­чалась активная колонизация Американского. Азиатского и Аф­риканского континентов.

В результате жестокой колониальной политики были истреб­лены целые народы. Во время открытия Америки этот материк заселяло около 20 млн индейцев. Ныне коренных жителей на­считывается всего 800 тыс. Колонизация Америки обернулась трагедией и для народов Африканского континента. Уменьшение численности американ­ских индейцев уже на первых этапах колонизации привело к не­хватке рабочей силы, которая стала пополняться за счет приво­зимых рабов. Первая партия рабов из Африки была доставлена примерно в 1510 г. С 1521 г. торговля неграми велась системати­чески. В XVII—XVIII вв. их численность возрастает, и они становятся одной из основных этнических групп и важнейшей производительной силой Америки.

Христиан­ская религия признавала всех людей равными перед богом. Но в эпоху Великих географических открытий утверждалось, что со­временные люди являются потомками библейского Ноя, у кото­рого, по преданию, было три сына—Сим, Хам и Яфет. Они яко­бы и были родоначальниками трех больших рас человека. Люди белой расы признавались потомками любимого богом Яфета, отсюда их право господствовать над другими расами. Предста­вители монголоидной, желтой, расы провозглашались потомка­ми Сима, а чернокожие народы — проклятого богом Хама.

С 1844 г. расизм становится государственной политикой США. Невозможность признания равноправия негров американские политики обосновали с помощью своего антрополога С. Мортона. на том основании, что негры якобы пред­ставляют собой низшую породу людей.

Развитию расистских доктрин способствовало отсутствие стройной теории расоведения.

На рубеже XVIII—XIX вв. в трактовке происхождения рас мнения разделились. Одни ученые, моногенисты

, считали, что существует видовое единство человечества, а расы в силу их близости по главным признакам есть лишь подвиды. Полигенисты утверж­дали, что между расами существуют значительные биологи­ческие различия, и считали каждую расу отдельным видом человека. Моногенизм того времени был построен на цер­ковной традиции, выводившей корни рода человеческого от Ада­ма и Евы. Ученые, выступавшие против библейских догматов, становились на позиции полигенизма. Французский ученый XIX в. Вирей делил человеческий род на 2 вида и считал библейского Яфета родоначальником первого из них, т. е. светлокожих, а библей­ского Хама — чернокожих народов. Бори де сен Венсан в пре­делах человеческого рода выделил 15 видов, т. е. рас.

Некоторые ученые, отрицая видовое единство человечества искали истоки различий в ранних предковых формах вплоть до исходных линий млекопитающих и связывали происхождение человеческих рас с разными ископаемыми видами древних чело­векообразных обезьян. Из этого учения следовал вывод, что ра­сы, находясь на разном уровне эволюции, неравноценны биоло­гически. Это направление получило название полифилии (гр. phylon— племя, род). В 60-х гг. XIX в. немецкий ученый К. Фогт утверждал, что американские индей­цы происходят от американских обезьян, а негры от африканских.

Противоположной точки зрения придерживались монофилисты, доказывавшие видовое единство человечества вследствие происхождения его рас от единой предковой формы. Ч. Дарвин привел множество фактов в пользу монофилетического проис­хождения рас.

Во второй половине XIX в. возникла антропологическая шко­ла. Её представитель английский социолог Г. Спенсер считал, что в человеческом обществе борьба за существование и гибель слабых предохраняет расу от вырождения.

Перейти на страницу: 1 2 3

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.