Досуг как институт социализации и адаптации детей и подростков.

Досуговая деятельность стала объектом систематического анализа ученых сравнительно недавно, в начале 20 века, хотя еще философы Древней Греции и Древнего Китая изучали роль досуга и отдыха в жизни человека. Если греки считали, что досуг – это прежде всего стремление человеческой души к свободе, то философы Древнего Китая видели в досуге возможность доставить человеку удовольствие, радость.

Долгий период в общественном сознании и философской мысли христианского Запада доминировало признание важности в жизни человека труда и второстепенной роли досуга. Досуг нередко олицетворялся с ленью, праздностью. В конце 19 века были предприняты первые в Новое время попытки пересмотреть отношение к труду и праздности. Одна из них принадлежит социалисту П. Лафару, который в своем труде «Право на лень» писал, что при капитализме собственники производственных мощностей сознательно эксплуатируют привычку человека трудиться ради достижения наивысшей прибыли.

Глубокое изучение общественного и личного досуга началось позже, в первой половине 20 века. В России, до революции 1917 года не было теоретических представлений о досуге, поскольку не существовало объективных условий для его анализа ни в русском обществе, ни в отечественной науке. В советский период учреждения культуры развивались в рамках культурной политики и под жестким контролем государства. С широких теоретических позиций досуг начинает изучаться отечественными учеными в конце 1960-х годов.

Так что же подразумевается под понятием досуг? В работах зарубежных авторов предлагаются различные интерпретации досуга: «относительно самостоятельная деятельность» (С. Паркер, М.Каплан), «сфера совершенствования личности» (Ж. Дюмазедье), «свобода существования, освобожденная от обязательств» (Дж. Келли), «остаточное время, деятельность, функциональность, свобода» (Л. Хейвуд), «устойчивые занятия для расширения знаний или недолгая приятная деятельность» (Р. Стеббинс). Отечественные подходы рассматривают досуг как «пору, свободную от дел и занятий» (В. Даль), «время, предназначенное для развития умственных и физических способностей» (Г. Орлов), «деятельность нетрудового характера» (Д. Николаенко), «личное время, используемое для удовлетворения духовно-творческих потребностей» (А. Харчев).[18] Анализируя все эти подходы можно сформулировать следующее определение досуга: досуг – это вид социальной деятельности человека, осуществляемой в свободное от работы и основных социальных обязанностей время, связанной с реализацией духовных, физических, интеллектуальных социально значимых потребностей человека, приносящей психологическое удовлетворение и душевный комфорт, при этом обогащающей личность и внутренний мир человека.[19] От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

Особую роль организация досуга играет в жизни детей и подростков. Досуг для них – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Правильно организованный досуг является целым социальным институтом, который выполняет ряд определенных функций и способствует успешной социализации детей и подростков.

Социализация – это сложный многогранный процесс по:[20]

1 усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;

2 усвоению и дальнейшему развитию индивидом социально- культурного опыта;

3 становлению личности, обучению и усвоению индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;

4 включению человека в социальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т. д.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.