Предпосылки и причины необходимости реформирования пенсионного обеспечения

Вместе с тем, несмотря на выраженные признаки пенси­онного страхования, закон фак­тически ограничивал макси­мальный размер пенсии вве­дением предельного отноше­ния среднемесячного заработ­ка будущего пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, тем самым снижая мотивационный эффект отражения высоких заработ­ков, не учитываемых (в силу ограничений по ИКП) при назначении пенсии.

Таким образом, начиная с 1998 года в единой пенсион­ной системе страны, стали применяться два самостоя­тельных порядка исчисления пенсии - с использованием ИКП и непосредственно из заработка. Возникла ситуация, при которой исчисление пен­сий производилось парал­лельно по "старому" и "новому" механизмам расчетов, что приводило к разбалансировке самой пенсионной систе­мы и ее финансового обес­печения в целом.

По расчетам специалистов в дальнейшем с ростом заработной платы дифференциа­ция пенсий должна была зна­чительно снизиться. Так, по про­гнозу, отношение распределе­ния численности пенсионеров по максимальному размеру получаемой пенсии с приме­нением ИКП за 10 лет (2005-2010 гг.) возрастает с 53 до 97%, т.е. максимальная пенсия фактически со временем пре­вращается для большинства пенсионеров в единую "плос­кую" пенсию. Кроме того, по­степенно ухудшающаяся де­мографическая ситуация в стране обостряет проблемы пенсионного обеспечения на перспективу. В настоящее время число лиц, состоящих на учете в органах социальной защиты населения и Пенси­онного фонда России, состав­ляет 38,5 млн. человек, или 26,5% от общей численности населения.

За последние восемь лет число пенсионеров увеличи­лось почти на 9%, в том числе получающих пенсии за выслу­гу лет - в 7 раз, социальные пенсии - в 2 раза и по инва­лидности вследствие общего заболевания - почти на 50 процентов. С 1998 года впер­вые в демографическом раз­витии России число людей пенсионного возраста начина­ет превышать численность де­тей и подростков в возрасте до 16 лет. В последующие 15 лет этот перевес увеличится в 1,7 раза.

В 1992 году на 1000 че­ловек трудоспособного возра­ста приходилось 343 пенсио­нера, в 2004 году - 350. Чис­ло пенсионеров растет, а чис­ленность занятых в обществен­ном производстве снижается, что приводит к увеличению нагрузки на них по покрытию расходов на пенсионное обес­печение. После 2007 года про­цесс старения населения ус­корится и может возникнуть дефицит средств пенсионной системы. Подобные выводы основываются на данных дол­госрочного социально-эконо­мического и демографическо­го прогноза развития страны. Так, к 2016 году количество людей пенсионного возраста на 1000 человек населения трудоспособного возраста уве­личится до 428 человек.

Высокий удельный вес пен­сионеров связан с относитель­но ранним выходом на пенсию по сравнению с общеустанов­ленным на 1,5-2 года и уве­личением контингента выходя­щих на пенсию по льготным основаниям.

Так, за период с 1992 по 1999 год при общем росте числа пенсионеров по старо­сти на 1,9% численность пен­сионеров по старости, вышед­ших на льготную пенсию, увеличилась на 24% и соста­вила 22,1% от общего числа пенсионеров (против 19,4% в 1992 г.).

Период уплаты обязатель­ных платежей на пенсионное обеспечение страхователем за своих работников, подпада­ющих под действие пенсион­ных льгот в связи с особыми условиями труда, как правило, короче, а предполагаемый пе­риод получения пенсий оказы­вается более длительным. Та­ким образом, лица, работающие в особых условиях труда, уплачивают значительно мень­шую сумму страховых взносов на каждый рубль получаемой пенсии, чем работники, не пользующиеся правом досроч­ного выхода на пенсию. Фак­тически оплота этой льготы возлагается на все работаю­щее население, что в услови­ях рыночной экономики пред­ставляется неоправданным и несправедливым.

Экономическим результа­том этой тенденции является сокращение финансовой базы поступления доходов пенсион­ной системы при одновременном увеличении расходов на выплату пенсий.

Действовавшая на протя­жении нескольких десятилетий пенсионная система являлась обременительной для общества и не во всем социально справедливой.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.