Обзор моделей аутрич-работы

Первые программы проведения аутрич-работы с ПИН стали возникать примерно 15-17 лет назад, и их инициаторами были сами потребители. Сейчас во всем мире существуют программы аутрич, и у каждой из них свои особенности: аутрич видоизменяется в зависимости от политики государства по отношению к проблеме наркотиков, от экономических и местных условий. Аутрич-работники называются по-разному: уличные работники, работники по охвату, наставники, наставники-сверстники, равные инструкторы и т.д.

Представленные в данном разделе модели аутрич-работы разработаны в США и Европе. Изучено их положительное влияние на изменение поведения ПИН. Эти модели нацелены на создание эффекта "снежного кома".

1)Модель достижения лидеров из среды ПИН. В данной модели используются лидеры для установления контактов с ПИН в их группах.

Лидер-ПИН авторитетный человек, который служит примером для подражания, советы лидера могут оказаться наиболее убедительными для других ПИН. Лидеры влияют на формирование мнения внутри группы.

Компоненты модели:

- Посещение мест сбора ПИН, наблюдение за тем, как люди общаются:

- выявление возможного лидера

Установление непосредственного контакта с лидерами:

- самостоятельно

- знакомство через посредника (друзья, родственники, знакомы, врачи, полиция)

- Проведение индивидуальной оценки рискованного поведения лидера

- Предоставление базовой информации лидеру

- Лидеры проводят профилактическую работу внутри групп ПИН

2)Модель сети наставников-сверстников. Модель предполагает наличие сетей ПИН по виду употребляемого наркотика (героин, кокаин, опиаты, амфетамины и т.д.).

Компоненты модели:

- Установление контактов с ПИН из каждой сети

- Изучение структуры и характеристики сетей ПИН

- Отбор ПИН, которые могут быть наставниками-сверстниками

- Подготовка наставников-сверстников по тренинговой программе (до 10-ти тематических занятий)

- Оценка знаний, полученных наставниками-сверстниками

- Наставники-сверстники проводят аутрич-работу среди членов сети

- Периодически наставники-сверстники приводят членов сети на интервью

3) Модель наставников-сверстников. Каждому ПИН предоставляется возможность бороться с распространением ВИЧ-инфекции в своем сообществе (независимо от вида употребляемого наркотика), привлекая для участия в проекте своих сверстников.

Способ привлечение клиентов в проект - купонная система рекрутирования и обучение по принципу наставник-сверстник.

Компоненты модели:

- Установление контактов и вовлечение в программу одного или двоих ПИН

- Проведение масштабного социологического интервью с каждым вовлеченным ПИН (ПИН получают вознаграждение за участие в интервью)

- Подготовка вовлеченных ПИН по тренинговой программе, которая состоит из 4-х тем

- Наставники-ПИН приводят на интервью в программу других ПИН

- Наставники-ПИН проводят профилактическую работу среди ПИН (наставники-ПИН получают по 3 купона для распространения в своей среде)

- Наставники-ПИН получают вознаграждение за каждого ПИН, обратившегося в программу

- Каждые 3 месяцев ПИН-участники программы проходят повторное социологическое интервью

4) Модель супервизор, лидер группы, аутрич-работники, наставники-сверстники (peer-educators). Данная модель возникла в 80-х годах, когда в Нидерландах стали активно работать самоорганизации потребителей наркотиков. Так в 1981 году самоорганизация ПИН "Junkienbond" начала аутрич-работу по распространению шприцев с целью профилактики гепатита среди ПИН. В дальнейшем, в развитии этой модели участвовали профессионалы, интересующиеся проблемой потребления наркотиков, действующие и бывшие потребители наркотиков. Модель широко распространена в странах Европейского Союза. С 1997 года при поддержке международной организации "Врачи без границ" и НПО "Mainline" (Голландия) модель развивается в Москве (Россия), в 2000 году при поддержке НПО "Mainline" (Голландия) и НПО "Колодец" (Россия) модель развивается в Одессе (Украина).

Компоненты модели:

Подбор супервизоров

Супервизор - это компетентный консультант, который обладает навыками общения и знаниями, необходимыми для эффективного проведения аутрич-работы.

Супервизор:

- осуществляет набор аутрич - работников

- проводит тренинги

- определяет лидеров из числа обученных аутрич-работников

- формирует совместно с лидерами группы из числа аутрич-работников

Обучение групп аутрич-работников по специальной тренинговой программе

Тренинги проводят супервизор, лидеры групп аутрич-работников, привлеченные тренеры. Аутрич-работники проходят тестирование по определению уровня знаний до, и после прохождения тренинга.

Перейти на страницу: 1 2

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.