Понятие личности и её структура

Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.

В социологии принято разграничивать понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

Человек - биологический индивид, высшая ступень живых организмов на земле. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное законам развития общества.

Понятие «индивид» употребляется в значении конкретный человек.

Индивидуальность — это то, что отличает одного человека от другого и как биологического и как социального существа. Это его неповторимые индивидуальные особенности. Но социолога интересуют не сами по себе эти особенности, а их влияние на общественные процессы.

Социологию интересует человек как социальное существо, как продукт и субъект существенных процессов, как выражение общественных отношений. Все это выражается в понятии личность. Таким образом, личность - это характеристика социального в человеке.

Представляется удовлетворительным определение личности, данное российским социологом В. Ядовым: «Личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношении посредством активной деятельности и общения».

Исходя из этого определения, можно сформулировать основные принципы анализа личности:

1) каждый человек является индивидом, но не каждый – личностью; личностью не рождаются, личностью становятся;

2) личность - конкретное выражение сущности человека и одновременно выражение социально значимых черт данного общества, его культуры;

3) вхождение личности в общество происходит через вхождение ее в различные социальные общности, которые являются основным путем соединения общества и человека.

Раскрывая смысл и содержание социологического подхода к анализу личности, особо следует остановиться на её внутренней структуре.

Основными составляющими внутренней структуры личности являются потребности, интересы, ценности, мотивы.

Исходная ступень в анализе личности - потребности.

В разные времена и в разные периоды жизни человек испытывает самые различные потребности. Можно сказать, что потребность - это состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования. Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский ученый А. Маслоу (1908 - 1970 гг.). Его учение называют иерархической теорией потребностей. А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке от низших биологических до высших духовных:

1) физиологические и сексуальные потребности - в воспроизводстве людей, пище, дыхании, физических движениях, жилище, отдыхе и т.п. Их еще называют витальными, то есть ответственными за сохранение жизни человека;

2) экзистенциальные потребности или потребности в безопасности. Они выражают потребности не просто в сохранении жизни, но и в качестве жизни. Физическая безопасность - потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Уверенность в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности и т.д. Экономическая безопасность - потребность гарантированной занятости, страхование от несчастного случая и т.п.;

3) социальные потребности. Любой человек жаждет дружбы, привязанности, любви, общения, участия в организациях, заботы о других и помощи близких;

4) потребности в престиже - в уважении со стороны других, служебном росте, признании и высокой оценке.

Перейти на страницу: 1 2 3

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.