Заключение.

Прошедшие десятилетия, крупные перемены на рубеже нового тысячелетия подтвердили истинность и глубину гениальных прозрений Питирима Сорокина. Всё более широкое признание встречает его исходное положение о том, что корень основных перемен в обществе следует искать в человеке, в изменении его духовной сферы. (8, 12)

Хотя о силе или энергии «благодати любви» знали с древних времён, тем не менее, это знание редко соединялось с практикой повседневной деятельности, и за последние столетия эта практика имела тенденцию к сокращению.

Внимание к этой проблеме явилось логическим результатом изучения характера современного кризиса, его причин, следствий и средств преодоления. Что касается последнего, то Сорокин не раз акцентирует наше внимание на том, что ни политические, ни экономические средства, ни образование, ни религия – ни один из существующих и применяемых ныне способов не является эффективным. А тот факт, что в повседневной жизни не редко любовь применяется для прекращения или ослабления агрессии, натолкнул его на мысль о необходимости увеличения любви в поведении, межличностных и межгрупповых взаимоотношениях, институтах и культуре в целом, и только так можно достичь мира.

Для своего исследования он впервые в социологии провёл количественный анализ социометрических характеристик известных христианских святых и современных «носителей энергии любви» (простых американцев). Для изучения проблемы собирались исторические и личные свидетельства и экспериментально проверялись гипотезы на студентах колледжей, пациентах больницы, нескольких группах взаимно антагонистичных индивидов. Результаты исследования позволили сделать выводы, что альтруистическая любовь имеет целительную, умиротворяющую, гармонизирующую и облагораживающую силу, которая увеличивает здоровье и долголетие индивидов, институтов и обществ, и потому спасение человечества состоит в том, чтобы подняться на более высокий моральный уровень посредством творческой любви. (1, 339-340)

Однако доказательность великих прозрений российско-американского учёного, одного из крупнейших мыслителей XX в., пока ещё очевидна для немногих – тех, кто смог познакомиться с оставленным им наследием и понять его. Одна из важнейших задач обществоведов – перевести на русский язык и издать главные труды Питирима Сорокина в России. Это важно не столько для того, чтобы заполнить пробелы в мировоззрении учёных, сколько - и это самое главное – для того, чтобы новые поколения, силы позитивной поляризации могли взять на вооружение его разностороннее учение, предвидение главных тенденций нашего времени. (8, 13)

Необходимо отметить, что работы Питирима Сорокина, запрещённые в своё время советским правительством, приобретают всё больший интерес в нашей стране и постепенно возвращаются на родину, а имя учёного занимает достойное место среди имён классиков социологии. Так, 4 февраля 1999г. в Москве начал работу симпозиум, посвящённый 110-летию со дня рождения учёного Питирима Сорокина. В нём приняли участие более 700 учёных, специалистов, аспирантов, студентов из 14 стран, в частности, из США помимо его сына Сергея Сорокина приехали видные учёные-социологи Э. Тирикьян – профессор Дьюкского университета, любимый ученик Сорокина; Б. Джонстон – профессор, декан факультета социологии Иллинойского университета, американский биограф Сорокина; Г. Браун – профессор университета Северная Каролина и др. (6, 138)

Тирикьян ярко и убедительно показал значение его предвидений. «Я хочу выразить высокое признание Сорокину за его достижения в социологии нынешнего дня, а не в социологии прошлого, - подчеркнул Тирикьян, - он хотел, чтобы социология сыграла конструктивную роль в перестройке российского общества в этот переходный период на основе того, что он сам знал и испытал на себе… Чтение трудов Сорокина сегодня является как бы стимулом для нашего восприятия, потому что так много его работ предвосхищают главные или важные аспекты нашего нынешнего состояния». (6, 139)

Академик Российской Академии наук Ю.В. Яковец в своём сообщении также подчеркнул непреходящую ценность идей и прозрений великого учёного, и в частности, он не обошёл вниманием и создание Сорокиным основ новой этики, базирующейся на творческом альтруизме. (6, 139)

Идеи производства, накопления и распределения любви индивидами, группами, институтами, всей культурой – как у современников Сорокина, так и в наше время – вызывают иронические усмешки, многим теория альтруизма кажется утопичной. И, тем не менее, приведённые Сорокиным убедительные свидетельства существования энергии любви, заставляют пересмотреть многие стереотипы мышления современного человечества.

Для меня, теория альтруизма стала настоящим открытием и ещё больше утвердила гуманистическую направленность решения любого вопроса, научила относиться к людям с большим терпением, уважением и пониманием.

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.