Заключение

Подводя итог рассмотрению социологических идей и взглядов М. Вебера, следует отметить, что они, пожалуй, как никакие другие из наследия конца XIX — начала XX в., привлекают внимание современных ученых. Понимающая социология, учение об идеальных типах, теория социального действия, идея связи экономики, этики и религии оказались настолько созвучными задачам общества и времени, что имя Вебера пpoчно вошло в социологическую науку, заняв в ней достойное место.

Его идеи оказали огромное влияние на развитие социологии в XX в.

Среди них: анализ социального поведения и социального действия, их типы, учение об идеальных типах и типах господства, сравнительная xapактеристика различных экономических, хозяйственных, политических, религиозных, этических, культурных систем и многие другие.

Вебер является сегодня одним из наиболее цитируемых социологов всех времен и народов. Несмотря на то, что прошло уже девяносто два года после его смерти, интерес к его творчеству не ослабевает. Все это дает основание присоединиться к выводу, который делают сегодня многие социологи: Вебер — наш современник. Именно так назвал заключительный раздел своего очерка о нем один из блестящих его знатоков и интерпретаторов Р. Арон.

Мне хотелось бы завершить словами Арона, в которых, как мне кажется, схвачена суть творчества немецкого социолога. Он пишет, что социология Вебера принадлежит «человеку, который беспрестанно задавался важнейшими вопросами: (о взаимоотношении знания и веры, о науке и практической деятельности, о церкви и пророчестве, о бюрократии и харизматическом вожде, о рационализации и личной свободе; который благодаря своей исторической, можно сказать чудовищной, эрудиции искал в наследии всех цивилизаций ответы на свои собственные вопросы и оказывался в результате такого рода поисков (а они по своему характеру не могли быть завершенными в одиночестве) разрываемым сомнениями относительно выбора своей собственной судьбы»[16].

[1] Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник.- М.: Гардарики, 2004.- с.144

[2] Арон Р. Этапы развития социологической мысли, Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н.- История и рациональность (Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс), История теоретической социологии. В 4-х т./ отв. Ред. И составитель Ю.Н. Давыдов.

[3] История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов./ Ответственный редактор- академик Г.В. Осипов.- М.: Издательство НОРМА, 2001.с-185.

[4] Там же с.-191-192

[5] История теоретической социологии. В 4-х т./ отв. Ред. И составитель Ю.Н. Давыдов.- М.: Канон, 1997.-т.3.-с.-328

[6] Патрушев А.И. Расколдованный мир М. Вебера. М.: Изд-во Московского ун-та, 1992.- с. 100-101

[7] Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность (Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс). М.: Политиздат, 1991 с.- 62

[8] Там же - с.- 64

[9]Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.- с. 625-626

[10] Вебер М. Понятие социологии и «смысла» социального действия //Общая социология. Хрестоматия / Сост. А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин; Пер. В.Г. Кузьминов; Под общ. ред. Н.И. Лапина — М.: Высш. гик., 2006.с.-40

[11] Вебер М. Основные социологические понятия. с.- 627

[12] Патрушев А.И. Расколдованный мир М.Вебера.с.- 102

[13] Патрушев А.И. Расколдованный мир М.Вебера. с.- 103

[14]Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность (Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс). М.: Политиздат, 1991. с. 74

Перейти на страницу: 1 2

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.