Основные направления организации доступной среды жизнедеятельности инвалидов в России и за рубежом

В России сформированы основы реабилитационной индустрии, объединяющей более 200 предприятий - производителей технических средств для реабилитации инвалидов. Разработано более 150 новых технических средств протезирования, вспомогательных устройств, новых средств для передвижения инвалидов. Появились аппараты, дающие возможность слепым ориентироваться в пространстве, а глухим - «слышать». Внедрен в производство не имеющий аналогов синтезатор речи для инвалидов с поражением слуха и речи. Выпускаются модернизированная модель кресла - коляски с изменяемыми характеристиками ходовой части, а также усовершенствованные модели тростей и костылей.

Государственная политика, будучи основным механизмом, вносит вклад в преодоление зависимого статуса людей с ограниченными возможностями. Но всех этих мер явно недостаточно, для обеспечения доступной среды жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями. В общегосударственном процессе решения проблем инвалидов их организации должны выполнять специфические функции. Однако, отсутствие региональных законов и целевой программы по доступности к объектам социальной инфраструктуры, транспорту и информации не позволяет людям с инвалидностью на уровне муниципалитетов реализовать права, предусмотренные российским законодательством и конвенцией ООН «О правах инвалидов». Суть основных направлений организации доступной среды жизнедеятельности инвалидов лежит в создании для инвалидов таких условий, чтобы по возможности отсутствовала потребность в помощи здоровых людей, чтобы они не чувствовали себя выброшенными из жизни. В связи с этим, основным препятствием для реализации этого направления является отсутствие механизма, обязывающего принимать соответствующие меры, то есть, доступная среда - это, прежде всего, решение вопросов в правовом и организационно-управленческом поле.

Сложности в реализации принятых направлений заключаются в том, что элементы, направленные на реализацию новых параметров, а именно - формирование доступной среды жизнедеятельности инвалидов приходится внедрять практически с нуля, что требует серьезных усилий. Разрабатываются модельные программы интегрированного образования и занятости инвалидов, однако реальным и главным барьером на пути участия инвалидов в этих программах выступает недоступность окружающей среды. Одним из эффективных механизмов реализации государственной политики в отношении инвалидов являются федеральные и региональные программы, выполнение которых призвано обеспечить необходимые условия для индивидуального развития и реализации возможностей людей с ограниченными возможностями.

Транспорт, связь, образование, трудоустройство, культурная жизнь, отдых - все сферы должны быть доступны людям с ограниченными возможностями. Каждое из этих направлений находится в ведении разных министерств и ведомств. Это обуславливает необходимость целенаправленных усилий и четкого взаимодействия всех участников процесса обустройства среды жизнедеятельности инвалидов, адекватного нормативно-правового, организационного, финансового, обеспечения. Вместе с тем, как отмечают эксперты, управленческие аспекты, связанные непосредственно с формами организации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, исследованы слабо. В связи с этим, представляется чрезвычайно важным межведомственная координация и неформальное взаимодействие по вопросам социальной политики министерств, ведомств, государственных и общественных организаций.

Рассматривая межведомственное взаимодействие муниципальных субъектов по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов, необходимо отметить, что ее формирование во многом зависит от обмена информацией и мнениями между различными ведомствами. Муниципальная социальная политика формируется в рамках социальной политики государства и во взаимодействии со всеми органами власти.

Таким образом, от того, в каком направлении пойдет дальнейшее обеспечение доступной среды жизнедеятельности инвалидов будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от того, насколько различные ведомства готовы к взаимодействию на всех уровнях. В связи с этим, целесообразно рассмотреть опыт и существующие проблемы по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.