В чем сущность социальных отношений как структурного элемента экономической социологии?

В центре внимания предметной области экономической социологии находятся социальные отношения, складывающиеся в процессе производства материальных благ, их распределения, обмена и потребления. В какой бы процесс социально-экономического характера ни вступали те или иные индивиды - будь то производство материальных благ или приобретение товаров в магазинах, они при этом всегда включаются в определенные социальные отношения. Если отдельный человек становится рабочим литейного цеха Минского автомобильного завода, он вступает в определенные отношения с другими рабочими своей бригады, с мастером участка, а иногда и с начальником цеха. Если ему нужно сделать ремонт тормозной системы своего личного автомобиля, он вступает в определенные отношения с работниками авторемонтной мастерской. В одном случае это будут отношения делового сотрудничества, в другом — господства и подчинения (хозяин и его работник), в третьем — отношения купли и продажи (продавец и покупатель) и т.п. Вне таких отношений не может быть ни процесса производства, ни обмена, ни распределения, а значит, и потребления произведенных материальных или духовных благ.

Следовательно, всякий конкретный случай экономического поведения есть не только определенная операция по отношению к той или иной вещи (к оборудованию, продукту труда или покупаемому товару), но и столь же определенный поступок по отношению к другому человеку — к своему коллеге по работе, продавцу, покупателю и т.п. Совокупность разнообразных связей, возникающих между отдельными индивидами в процессе экономического поведения, в том числе и в экономической деятельности, составляет то, что называют экономическими отношениями. Однако в обществе между людьми складываются не только экономические, но и другие виды отношений — политические, правовые, дружественные, враждебные и т.п. Все они накладывают определенный, зачастую очень существенный отпечаток на их экономическое поведение. Многогранная система всех этих видов отношений между отдельными индивидами, их группами и общностями называется социальными отношениями.

Социальные отношения — это совокупность многообразных связей, возникающих между отдельными индивидами, их группами и общностями; а также внутри последних в процессе их экономической, политической и иной деятельности и экономического поведения. Экономическая социология изучает различные типы социальных отношений: отношения господства и подчинения, отношения купли-продажи, отношения партнерства, конкуренции и т.п. Изучение социальных отношений, прежде всего экономических, составляет третий структурный элемент экономической социологии.

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.