Культурология и социология культуры

Социология культуры изучает элитарные субкультуры – культуру «верхов» общества, субкультуры «среднего класса», субкультуры социальных «низов». Следует отметить, что эти субкультуры могут подвергаться и дальнейшему разделению. В рамках элиты общества можно выделить подгруппы элит: бюрократическую, политическую, экономическую, военную, научную , техническую, художественную, артистическую элиты и т.д.

Особый интерес для социологии представляют так называемые маргинальные субкультуры (marginalis от латинского margo – «край, граница, обочина»). Они формируются из людей, занимающих «пограничное», «промежуточное» общественное положение, которые не могут или не хотят найти свое место в существующих социальных структурах. Поэтому их психология и культура построены на резком противопоставлении себя обществу, более или менее агрессивном неприятии общественных ценностей и норм. Традиционно к маргиналам относят преступников, наркоманов, революционеров, анархистов, в настоящий момент к ним можно причислить антиглобалистов, членов радикальных экологических организаций, «бритоголовых» (скинхедов), представителей отдельных направлений панк-культуры и т.п. Весьма любопытным с социологической и культурологической точек зрения является процесс превращения маргинальной субкультуры в субкультуру вполне респектабельных, а иногда и элитарных слоёв общества. Так произошло со многими течениями авангардистского искусства XX века, которые возникали как революционные, бунтарские, антибуржуазные течения, но постепенно превращались в часть официальной культуры. То же можно сказать и о рок-культуре. Одним из важнейших факторов этого процесса является превращение маргинальной субкультуры в доходный бизнес, её коммерческая «раскрутка».

Не вдаваясь в подробности, можно отметить, что культурологические аспекты имеются у всех направлений современной социологии. К ним можно отнести изучение социальной динамики, то есть всевозможных общественных и общественно-культурных изменений; исследование социальной мобильности – изменений индивидом или общественной группой своей социальной позиции в обществе; работы по социальной психологии, которая формируется при непосредственном участии той или иной культуры. Также к направлениям социологии относятся исследование проблем социальных статусов и социальной стратификации (общественного расслоения); описание социальной среды, социального поведения, социального опыта, социальных характеров. Социологи изучают взаимосвязи между культурой и другими уровнями и формами общественной организации экономикой, политикой, наукой, образованием и другими, как в общем плане, так и в частных случаях.

Особо следует выделить исследования процесса социализации – вхождения, включения человека в общественную и культурную систему. Как известно, человек не обладает от рождения способностью жить в этой системе, он должен усвоить её нормы, правила функционирования, традиции, идеи, получая воспитание и образование. Проблемы социализации (которая обозначается также терминами «культурализация», «инкультурация») тесно связаны с проблемами воспроизведения и передачи (трансляции) опыта общественной и культурной жизни от одного поколения людей к другому.

Все основные направления научной работы в области социологии культуры объединяются в понятии «социокультурная система». Оно позволяет свести воедино знания об отдельных общественных и культурных явлениях, построить модель жизни общества, неотъемлемой частью которой являются культурные нормы, культурные образцы (паттерны, парадигмы), культурные ориентации, культурные организации. Оперируя понятием «социокультурная система» можно выделять различные типы этих систем в прошедшей и современной истории человечества.

Среди тех, кто оказал наибольшее влияние на развитие социологи» культуры, можно назвать такие имена как К. Маркс, М. Вебер. Э. Дюркгейм, К. Клакхон, Б. Малиновский, П. Сорокин, Т. Парсонс, М. Мид, А. Радклифф-Браун, Р. Мертон, К. Манхейм, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Ю. Хабермас и другие.

Перейти на страницу: 1 2 3

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.