Образование и занятость молодежи: противоречия взаимодействия

Проблема взаимодействия образования и занятости молодежи может быть представлена в двух основных вопросах: во-первых, на что молодежь может претендовать на рынке труда, получив или не получив желаемое образование, и, во-вторых, на что молодое поколение ориентировано в сфере образования и, как следствие, в сфере занятости.

В России идет процесс старения населения. С 1987 по 1996 год количество молодежи в возрасте до 16 лет уменьшилось на 10%. Пока уровень занятости удерживается за счет работающего старшего поколения. Но уже в ближайшие десятилетия молодежь не сможет на необходимом уровне восполнить трудовой потенциал государства, как в количественном, так и в качественном выражении. В современном российском обществе существует ряд противоречий, определяющих именно такую перспективу развития.

Социальные интересы выпускников школ связаны с их будущей, планируемой жизнью и, прежде всего со сферой образования и занятости. Справедливо у них вызывает беспокойство нарастающая конкуренция в системе высшей школы. Распространяется эта тревога и на возможность получить работу в будущем. Этому способствуют объективные обстоятельства. В Алтайском крае, например, сложилась ситуация, когда каждый третий безработный — это молодой человек в возрасте до 29 лет. В последние годы в службу занятости обратились 4,5 тыс. выпускников различных учебных заведений. Особые трудности при поиске работы по специальности испытывали выпускники средних медицинских и педагогических учебных заведений, выпускники вузов по специальностям экономического и юридического профиля. Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях с довольно высоким уровнем молодежной безработицы, трудовая занятость входит в сферу социальных интересов молодежи все раньше. Это происходит на неблагоприятном социально-психологическом фоне. Планы на образование у молодежи формируются под влиянием страха перед будущим, а не под влиянием мечты, желания проявить себя в сфере труда.

Уровень накопленного образовательного потенциала российского общества выше, чем способность молодежи его воспроизводить. Последние сто лет Россия демонстрировала устойчивую тенденцию, при которой каждое последующее поколение становилось более образованным, по сравнению с предыдущим. Естественно, с развитием науки, техники, технологии обучения, хранения и передачи информации образовательный потенциал общества растет. Но поколение 1990-х не смогло его своевременно (в годы ученичества) реализовать в своей жизни. Современная молодежь менее образована, чем родители, и имеет меньше шансов на получение образования. С 1990 по 1997 годы в целом по России в два раза возросла доля работающей молодежи, не имеющей профессиональной подготовки. К началу трудовой деятельности только небольшая доля молодого поколения достигла образовательного уровня своих отцов: среднего специального образования — 34,8% и высшего — 27,3%.

Наращивание образовательного потенциала регионов и России в целом продолжается за счет переобучения и повышения квалификации старших поколений, экономически самостоятельного населения, в то время как молодежь явно отстает в этом процессе, как по объективным, так и по субъективным причинам: в силу материальной несостоятельности для продолжения образования и нежелания это делать. Это относится не ко всей социально-демографической группе молодежи, однако вышеуказанная тенденция проявляется достаточно значимо.

Ориентация системы образования на расширение платных услуг развивается быстрее роста платежеспособности молодежи и их родителей. По данным Института Молодежи лишь 9,3% молодежи может оплатить свое образование, прежде всего за счет родительского бюджета, каждому второму платное образование не доступно вовсе. Исследователи отмечают значительное смещение социального состава учащихся от 9 к 11 классу. Если выпускники 9-го класса в целом соответствуют социальному составу населения городов, то к 11 классу наблюдается выбывание из контингента учащихся детей из семей рабочих, мелких служащих, безработных, из неполных семей. Это во многом связано с вынужденной необходимостью подростков включаться в трудовую жизнь на ранних этапах с целью материального обеспечения семьи.

Эта тенденция усиливалась в 1990-ые годы и особенно стала очевидной в гимназиях и лицеях, средних учебных заведениях, претендующих на элитарность, как по качеству обучения, так и по социальному составу учащихся. Обращает на себя внимание не только увеличивающийся разрыв в социальном составе контингента различных типов школ, но и вымывание слабых в социальном отношении групп из сферы образования вообще. Речь идет уже не о доступе к качественному профессиональному образованию, а об элементарной грамотности на уровне неполного среднего образования. Тенденция усиления социальной дифференциации в сфере образования по материальному положению семей будет возрастать. Наличие индивидуальных способностей личности и желание молодого человека их проявить пока будут оставаться в тени материальных возможностей его семьи.

Перейти на страницу: 1 2

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.