Социальная теория старения

С 60-х годов прошлого столетия предпринят ряд попыток сформулировать теоретические взгляды, обобщающие опыт, информацию и наблюдение за ходом процесса старения населения и трактующие роль пожилых людей в современном обществе.

1. «Теория разъединения» понимает старение как неизбежное взаимное отдаление, приводящее к лишению взаимодействия между стареющей личностью и другими личностями. Когда процесс старения завершается, равновесие, которое существовало в среднем возрасте между личностью и обществом уступает место новому равновесию, которое характеризуется видоизменённым характером отношений. Постепенное разрушение социальных связей означает подготовку к последующему акту-смерти. Раскрывается процесс «социального ухода» - это утрата социальных ролей, ограничение социальных контактов, ослабление к материальным ценностям, уход в себя.

2. «Теория активности» и её сторонники считают, что в среднем возрасте при нормальном старении должны по возможности поддерживаться социальные контакты и активность. При наступлении старости личность должна сохранять те же потребности и желания, которые ей были свойственны раньше. По этой теории старения «продолжающаяся борьба за сохранение среднего возраста».

3. «Теория развития и непрерывности жизненного пути». С позиции этой теории для адекватного понимания жизни старого человека необходимо знать специфику его прежних жизненных этапов. Индивидуальный опыт каждого этапа жизни подготавливает личность к обретению и выполнению новых социальных ролей и функций на следующем этапе. Старость – «поле битвы за сохранение прежнего стиля жизни». Нормальное старение возможно при разносторонней адаптации и сохранение прежнего положения.

4. «Теория наименования и материальности». Представляет старость как состояние девиантности. Положение стариков – положение изгоев, низкие доходы, ограниченные возможности. Взгляды молодых и зрелых членов общества на положение старых людей совпадают: они бесполезны, утратили все способности, веры в себя нет и т.д. Основной чертой старости является пассивность. Трудоспособная и активная часть общества должна разрабатывать социальные программы для улучшения жизни пассивных старых людей.

5. Теория возрастной стратификации», учитывая разделение общества в возрастном и социальном отношениях, помогает объяснить характерные особенности различных поколений, делает упор на образ жизни и общие особенности, присущие определенной возрастной группе. Из этого следует, что каждое поколение людей старшего возраста уникально и обладает только ему одному присущим опытом.

6. «Теория меньшинств» «теория субкультуры». Трактуют социальные аспекты старости. Первая рассматривает стариков как группы меньшинства населения с более низким социально-экономическим статусом. Вторая – относит людей старшего возраста к особой субкультуре: во-первых, особая близость между людьми старшей возрастной группы; во-вторых, особенности их взаимодействия с другими группами населения.

Жизнь человека отличается продолжительным детством и продолжительной старостью. Даже после смерти люди остаются в человеческом сообществе благодаря результатам своего труда, накопленным нравственным ценностям и опыту.

Пожилым людям свойственно обладать многими качествами, схожими с представителями других поколений. Но у пожилых есть одно, которого нет и не может быть у других. Это – мудрость жизни, знаний, ценностей, богатейший жизненный опыт [18, стр. 25].

Основная проблема пожилых людей заключается в том, что они не всегда знают, как наилучшим способом его использовать. Поэтому нужно обеспечить пожилым людям моральную, психологическую, организационную поддержку, но так, чтобы она не воспринималась как полная опека. Пожилые люди имеют право на полноценную жизнь. Это возможно лишь в том случае, если они сами принимают деятельное участие в решение вопросов их касающихся.

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.