Одиночество пожилых людей как социальная проблема

Одиночество с научной точки зрения одно из наименее разработанных социальных понятий.

Одиночество – это социально-психологическое состояние, которое характеризуется недостаточностью или отсутствием социальных контактов, поведенческой или эмоциональной неудовлетворенностью индивида, характером и кругом его общения.

Факторы проявления одиночества:

- чувство, когда увеличивается разрыв с окружающими;

- боязнь последствий одинокого образа жизни;

- ощущение покинутости, беспомощности, ненужности собственного существования.

Чувство одиночества особенно актуально в пожилом возрасте.

Существуют три основных измерения одиночества, касающиеся оценки индивидом его социального положения, типа испытываемого им дефицита социальных отношений и временной перспективы, связанной с одиночеством [22, стр. 53].

Эмоциональные характеристики – выявляют отсутствие позитивных эмоций, таких как счастье, привязанность, и наличие негативных эмоций, таких как страх и неизвестность.

Тип ущербности определяет природу недостающих социальных отношений. Здесь решающим является сбор информации о значимых для индивида отношениях. Данное измерение одиночества можно поделить на три подкатегории: чувство ущербности, чувство опустошенности, чувство покинутости.

Временная перспектива – третье измерение одиночества. Его также подразделяют на три подкомпонента: степень, до которой одиночество переживается как неизменное; степень, до которой одиночество переживается как временное;

И степень, до которой индивид примеряется с одиночеством, усматривая причину одиночества в своём окружении.

Как состояние физической изолированности, оторванности одиночество известно с самых древних времен. Ещё в ветхозаветной книге Экклезиаста даны убедительные подтверждения тому, что одиночество остро воспринималось людьми той эпохи как трагедия. «Человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата, нет у него; и всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством». [11, стр.12].

В древние времена, когда существование людей было общинным, родовым, существовали три основные формы одиночества.

Во-первых, обряды, ритуалы, испытания, воспитание одиночеством, которые существовали у всех племён и народов. Такие обряды имели громадное психологическое значение. Обряды изоляции позволяли человеку осмыслить и осознать себя, психологически обособиться.

Во-вторых, это наказание одиночеством, выражавшиеся в изгнании из рода и обрекавшие наказанного почти на верную смерть, т.к. одиночество означает полный отрыв индивида от привычного для него круга общения, уровня культуры.

Философ и социальный психолог Эрик Фромм считал, что сама натура человека не может быть согласно с изоляцией и одиночеством. Он подробно рассматривал ситуации, приводящие к возникновению у человека ужаса перед одиночеством. Оказавшись в открытом море после кораблекрушения, человек гибнет гораздо раньше, чем исчерпываются его физические силы. Причина преждевременной гибели – страх умереть в одиночестве. Фромм перечислил и рассмотрел ряд социальных потребностей, формирующих резко отрицательное отношение личности к одиночеству. Это потребность в общении, в связях с людьми, потребность в самоутверждении, привязанности, потребность создавать самосознанием и необходимость иметь объект поклонения.

В-третьих, это добровольное уединение отдельных индивидов, оформившихся в социальный институт отшельничества, просуществовавший многие тысячелетия.

Многие философы часто проводили черту различия между позитивными и негативными аспектами уединённости и одиночества. Они подчеркивали позитивные аспекты уединения, когда уединенность обеспечивает возможность общения с Богом и с самим собой. Уединение рассматривалось как средство реализации силы характера, выбирающего одиночество на определенный период времени.

В социологии различают три типа одиночества.

1. Хроническое одиночество – развивается тогда, когда в течение длительного периода времени индивид не может установить удовлетворяющие его социальные связи. Хроническое одиночество испытывают люди, которые «не были удовлетворены своими отношениями в течение двух и более лет».

2. Ситуативное одиночество – наступает в результате значительных стрессовых событий в жизни, таких как смерть супруга или разрыв брачных отношений. Ситуативно-одинокий человек после короткого периода дистресса обычно смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество.

3. Приходящее одиночество – наиболее распространенная форма этого состояния, относящаяся к кратковременным и случайным приступам чувства одиночества.

Среди различных типологий одиночества наиболее интересна работа Роберта С. Вейса. По мнению Вейса «существует фактически два эмоциональных состояния, которые люди, пережившие их, склонны расценивать как одиночество». Он называл эти состояния эмоциональной изоляцией и социальной изоляцией. Первое, по его мнению, вызвано отсутствием привязанности к конкретному человеку, второе – отсутствием доступного круга социального общения [11, стр. 248].

Перейти на страницу: 1 2 3

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.