Закрытое административно-территориальное образование как социальное пространство  (на примере г. Снежногорск.)

Если мы рассматривает закрытое административно территориальное образование как социальное пространство, в котором действуют разные поля, то мы обратимся к общим основанием Пьера Бурдье, чтобы затронуть вопрос о социальном пространстве, о действующих в них полях, социальных практик и агентах.

Выпускники вузов приезжая в ЗАТО оказываются в незнакомом ранее для них пространстве. Они оказываются в другом поле, в котором в свою очередь действуют разные поля. Именно поэтому вначале мы обратимся к общим основаниям социологии Пьера Бурдье.

Попробуем рассмотреть конструкцию «поля» применительно к социальному самочувствию выпускников вузов. Обозначим более подробно ряд признаков, которыми обладают социальное пространство и существующие в нем поля, чтобы применить эти признаки к предмету нашего изучения.

1) Внутри поля социальное взаимодействие гораздо более интенсивное, чем между полями. Значит, выпускники вузов в пространстве «закрытых» городов сталкиваются с повседневной реакцией (явной и скрытой) своей среды и не могут не реагировать на это. Новые веяния внутри поля распространяются значительно быстрее, чем между полями.

2) Границы поля — это участки пониженного социального взаимодействия, зоны отчуждения. Нередко социальные поля расположенные близко друг к другу, разъединены, чем участки одного социального поля, разобщенные в физическом пространстве. Это качество полей характеризует и поведение индивидов.

3) Социальное поле имеет силовой характер, то есть обладает принудительной силой по отношению к попавшим в него людям. Выпускник вуза вынужден приспосабливаться к требованиям своего поля, несмотря на личные вкусы, потребности, предпочтения. В этом смысле поле является разновидностью социальной структуры. Принудительное воздействие поля на находящихся в нем индивидов проявляется в двоякой форме.

а) С одной стороны, это поле ресурсных возможностей, обозначающее пределы доступного выбора, а с другой — предоставляющее ресурсы для реализации этого выбора. То есть у выпускников вузов есть ресурсы, которые дают возможность реализации индивидуальных потребностей и целей, но так же они и очерчивают границу досягаемости этих потребностей и целей.

б) Силовое социальное поле несет в себе совокупность ценностей и норм, определяющих поведение индивидов внутри поля. Нормы в поле носят не только запрещающий, но предписывающий характер. Если употребить термин Бурдье, то можно говорить о том, что происходит формирование устойчивых диспозиций или габитуса, содержание которого определяется помимо прочего нормами и ценностями данного поля. [5]

То есть выпускники вузов приезжая в закрытое административно-территориальное образование вынуждены усваивать те ценности и нормы, которые характерны для данного поля.

4) Социальные процессы, проходящие в поле, носят надындивидуальный характер. При этом люди (агенты) выступают проводниками этих процессов. Существование поля не представляется возможным без населяющих его индивидов. Однако не они являются его содержанием, а их взаимодействие, которое и порождает системное, надындивидуальное качество силового поля. Следуя нормам и ценностям данного поля, индивиды поддерживают процесс вовлечения в это поле тех, кто еще сопротивляется. Так, например, мода существует не сама по себе, а реализуется лишь в поведении людей, которые ориентируются на модные стандарты. Следовательно, постоянные практики индивидов являются основой существования поля. Здесь прослеживается момент двойного структурирования: люди действуют внутри определенного социального пространства, придерживаясь норм данного пространства, при этом их взаимодействия являются фундаментом, на котором держится это пространство. [6, с.569]

5) После того как индивиды усваивают в процессе социализации нормы и ценности данного поля, они свободно выбирают то, что «принято», «прилично», «красиво».

В результате социальные нормы и ценности превращаются в индивидуальный свободный выбор, в личную потребность, другими словами они интериаризируются индивидами. Но люди чаще всего не замечают принудительного воздействия на них полей.

6) Силовой характер поля лежит в основе тенденции к нивелированию поведения индивидов, но это тенденция, которая никогда не реализуется в полной мере. Поле не в состоянии уничтожить индивидуальность людей, находящихся в нем. Этому способствует рад причин:

а) Каждый индивид обладает своим особым потенциалом, объем и структура которого могут сильно варьироваться. На этой основе формируется личностное пространство, которое может ослаблять или корректировать воздействие социального поля. Личное пространство - это основа независимости индивида. Различия в его силе — причина разной восприимчивости людей внешнему воздействию социального поля или полей. Поведение также оказывает разное по силе сопротивление воздействующим на них полям: одни придерживаются особой, в некотором роде уникальной, модели поведения, тем самым, желая выделиться из общей массы людей, другие, напортив, организует свои поведенческие практики в соответствии с тем, как это делает большинство.

Перейти на страницу: 1 2

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.