Вступление

Во-первых, понимание "Человекознания" как систематизированного и интегрированного знания, имеющего своими источниками не только науки о человеке, но и духовную культуру в целом, требует признания всех составляющих духовной культуры полноправными источниками необходимого для человека знания о нем самом. Поэтому новый предмет должен интегрировать или сплавлять как знания из разных гуманитарных наук, что само по себе весьма не просто, как и вообще все выдающиеся творения человеческого духа, воспитывающие человека.

Во-вторых, преподавание "Человекознания" не имеет никакой традиции - ни плохой, ни хорошей и многое приходится делать впервые.

В-третьих, основная цель "Человекознания", как и всех других гуманитарных дисциплин, заключается в приобщении подрастающего поколения к культуре, пробуждении в нем тяги к добру и потребности в самосовершенствовании, в овладении средствами для формирования собственной личности. Чтобы приблизиться к достижению такой высокой цели, необходимо очень и очень многое. Мало подобрать нужный материал для занятий, написать хороший учебник или составить хорошую программу. Важной предпосылкой успеха является сам учитель - его личность, его отношение к ученикам, его подход к преподаванию. Гуманитаризация образования подразумевает и гуманизацию методов обучения и демократизацию взаимоотношений педагога с учащимися. Речь идет об особом стиле общения учителя с обучаемыми, который был очень точно назван "педагогикой сотрудничества". Дискуссионность, диалогичность, неавторитарность должны стать китами методики преподавания "Человекознания". Пример такого отношения подан еще 2,5 тысячи лет назад Сократом, который в воспоминаниях своих учеников Платона и Ксенофонта - предстает не только гениальным философом, но и талантливым учителем. Любимым занятием философа были беседы с людьми. Он ходил по Афинам и умело вызывал людей на разговор. Метод сократической беседы, судя по всему, явился первой попыткой проблемного обучения. "Педагогическое значение основной идеи этого метода необъяснимо велико: Сократ заставил взглянуть на учение, как на совместное искание . Идеи его остались вечным богатством для человечества"2.

Больше всего Сократа интересовал человек, пути его к нравственному совершенствованию. В платоновском "Георгии" Сократ говорит: "Ты поставил мне в укор, калликл, предмет моих разысканий, но допытаться, каким должен быть человек и каким делом ему должно заниматься, и до каких пределов в старости и в молодые годы, - не самое ли прекрасное из разысканий?". Учение и сама жизнь Сократа были подчинены двум девизам: "Познай самого себя" и "Я знаю, что ничего не знаю".

И, наконец, в-четвертых, чтобы новый курс оказался полезным, он должен увлекать и преподавателей, и тех, кому он предназначен. А это значит, что необходимо ни на один миг не упускать из виду возрастные особенности психологии старшеклассников и опираться на естественный интерес в подростковом возрасте к себе и другим. А поскольку цель курса - приобщение к богатству и многообразию человеческой культуры, хотелось бы подчеркнуть именно приобщение, поскольку культурный багаж человека должен не подавлять, не принижать личность, а напротив, помогать найти себя, способствовать осознанию своей причастности к человечеству.

Перейти на страницу: 1 2 3

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.