Принципиальные характеристики содержания гуманитарной подготовки

"Воспитание должно быть организовано так, чтобы не ученика воспитывали, а ученик воспитывался".

Л.С. Выготский

Исходя из понимания гуманитаризации образования курс "Человекознание" должен отвечать следующим основным требованиям:

- адресоваться подросткам 14-15 лет и преподаваться 2 года (в 8-м и 9-м классах);

- быть гуманным по содержанию и методам обучения;

- охватывать все культурные пласты и разрезы гуманитарного знания не замыкаясь в границах науки;

- правдиво отражать существующие общественные нравы

- не допуская ни приукрашивания, ни очернения;

- стимулировать логический анализ и сравнение различных точек зрения по одним и тем же вопросам, широко используя диалоговые методы работы на уроке;

- формировать привычку мыслить в широком междисциплинарном и межкультурном поле знаний;

- быть интересным, увлекательным и дружественным по отношению к учащимся;

- основываться на общечеловеческих ценностях - уважении прав и свобод личности, бережном отношении к природе и памятникам культуры, сострадании и милосердии к инвалидам, здравом образе жизни и т.д.;

- побуждать учащихся к физическому, интеллектуальному и нравственному самосовершенствованию, постоянному саморазвитию своего творческого потенциала; предоставлять учащимся методические средства для самопознания и самовоспитания, для гармонизации отношений с людьми, живой и неживой природой; для предотвращения несчастных случаев, для самозащиты и выживания в экстремальных условиях;

- формировать неприятие социального неравенства людей, установленного по расовому, национальному, религиозному и тому подобным признакам;

- способствовать свободному и рациональному самоопределению в политической, профессиональной и других сферах;

- эти требования должны отражать и содержание курса "Человекознание". Причем, при составлении его проекта следует отделить принципиальные черты от частных и производных.

К принципиальным характеристикам содержания гуманитарного образования относятся: антропоцентрированность, интергративность, прагматичность.

Эти характеристики почти два века назад были отражены И. Кантом в "Антропологии с прагматической точки зрения".

Во-первых, Кант определял антропологию (человекознание) как "учение, касающееся человека и изложенное в систематическом виде"3.

Во-вторых, в качестве источников сведений для антропологии Кант указывал:

1) самонаблюдение;

2) собственные наблюдения за другими людьми;

3) сообщения путешественников о других народах;

4) всеобщая история и биография;

5) художественная литература

В-третьих, антропология Канта прагматична, так как она говорит, что человек "как свободно действующее существо делает или может и должен делать из себя сам"4.

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.