Физиогномика

Физиогномика, или искусство толкования внешнего облика родилась в древности. Так еще Гиппократ пользовался ею в целях лечебной диагностики. Медики и сейчас называют "маской Гиппократа" выражение лица, характерное для больного перитонитом. Аристотель применял физиогномику для распознания душевных качеств людей. Ему принадлежат такие наблюдения: прямолинейные брови указывают на кроткий характер, . низко стоящие брови - признак зависти, бегающие глаза указывают на неуверенность, неподвижные - на бесстыдство, занимающие середину доброту.

Иммануил Кант, определяет физиогномику как "искусство по видимому облику человека следовательно, по его внешности, судить о его внутреннем состоянии, имея в виду и способ его чувствования, и его образ мыслей"64. У Канта можно встретить много справедливых замечаний относительно физиогномики. Например, у набожных людей, которые долго повторяют молитвы, на лице закрепляется соответствующее выражение; при господствующей религии это выражение становится как бы национальной чертой.

Итальянский психиатр Чезаре Ломброзо (1835-1909гг.) с помощью физиогномики изучал людей, совершающих преступление. Вместе с учениками он исследовал по специальной программе большое число правонарушителей - измерял форму черепа, носа, цвет волос и собрал огромный материал. На основании собранного материала сделал попытку установить набор черт характерных для преступников. Физиогномическими чертами преступника Ломброзо считал сплющенный нос, редкую бороду, низкий лоб, большие челюсти, высокие скулы и пр. Этот комплекс признаков он рассматривал как атавистический, считая его присущим доисторическому человеку. Для убедительности своей гипотезы Ломброзо пытался найти атавистические признаки не только в чертах лица, но и в форме черепа и мозговых извилин, работе органов чувств (низкая чувствительность к физической боли), поведении и складе личности (любовь к татуировке, неразвитость нравственного чувства, жестокость, сниженный интеллект, неспособность к раскаянию). Учение Ламброзо вызвало много возражений, но в нем скрывалось зерно истины. Это подтвердилось совсем недавно при помощи "близнецового метода". Однояйцевых и двухяйцевых близнецов сравнивали на конкордантность65 в отношении преступного поведения. По разным странам получен один и тот же результат: конкордантность однояйцевых близнецов много больше, чем конкордантность двухяйцевых.

"Если считать, что результаты этих работ отражают действительность, можно сделать вывод, что склонность к сознательному совершению преступлений - наследственный признак. Наиболее ярко эта тенденция проявляется в случае тяжелых преступлений"66.

К интересному рассуждению прибегает Кант. Если корпус часов приятный, то у нас нет еще оснований считать сам механизм хорошим, однако если мы видим часы в плохо сработанном корпусе, то достаточно вероятно, что и механизм плох, поскольку уважающий себя мастер не будет портить свою работу плохой упаковкой. "Но было бы нелегко и здесь по аналогии с человеческим мастером и не постижимым творцом природы делать вывод, будто он хорошей душе должен делать и прекрасное тело, дабы человека, которого он создал рекомендовать другим людям и обеспечить ему хороший прием или, наоборот, отпугивать других его внешностью"67.

Но есть и другая научная физиогномика, которая ставит более скромную, но и более трудоемкую задачу - выявить отражение эмоциональных переживаний в динамических, мимических выражениях.

Считается, что первой работой в это области является труд Дюшена "Механизм человеческой физиогномики" (Париж,1876г.). Дюшен экспериментально изучил лицевую мимику, определил функции каждой лицевой линии и их групп. Это направление было развито в работе

Ивана Алексеивеча Сикорского "Всеобщая психология с физиогномикой". Здесь автор основное внимание уделяет анализу того, с какими эмоциями связаны перемены в лице, зависящие от работы многочисленных мышц.

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.