Этнический ренесанс

В последние десятилетия в западной науке возник термин ЭР или национальный ренессанс. Под этим термином понимается возрождение — в странах с разным уровнем развития происходит всплеск обществ интереса в стремлении возродить свои исторические традиции, особенности неповторимость ибо культура каждого этноса уникальна, и содержит в себе какие-то элементы, не имеющие аналогов в др. культурах. В Европе и Америке возникают музеи нац культуры, нац истории. В школьные программы вводят специальные дисциплины включающие нац культуру, традиции и истории, с детства формируется патриотизм, уважение к собственному этническому происхождению. В странах Юго-Восточной Азии наиболее ярко и эффективно в Японии сумели соединить технические и научные достижения современной цивилизации с традициями, менталитетом, уходящими в 14-15вв. В других странах этот ренессанс просматривается не только в рамках культурного возрождения, но нередко в форме экономических, территориальных притязаний к соседям. Это проявляется и в стремлении приобрести суверенитет, опираясь на прошлое величие.

ООН откликаясь на Э ренессанс ведет 2 линии в этом направлении:

1. есть несколько программ ООН о сохранении и поддержке в надлежащем виде и развитие памятников культуры или городов, комплексов архитектуры и т.д.;

2. выражено в целом ряде решений, признающих сложности территориальных делений — «статус-кво» не подлежащих пересмотру.

Этничность — это приписываемый генетически самовоспроизводимый вид соц. организации и соц. отношений.

Межэтническая напряженность, конфликты в постсоветском пространстве и постсоциалистическом мире в какой-то мере были предопределены факторами:

· издержками экон политики и размещением нетрадиционных производств;

· экон кризисом, усугубленным разрывом сложившихся хоз связей и падением жизненного уровня народа;

· реализация «проектов века», деятельностью ВПК и военных ведомств приведшим к экологическим ухудшениям в ряде районов Севера, Сибири, Казахстана, Средней Азии;

· массовые депортации малых народов и ликвидация нац тер образований;

· репрессии в отношении национальных представителей культуры, науки во времена сталинского режима.

В результате этого в конце 80-х гг. начался стремительный процесс роста нац самосознания. В условиях движения национального возрождения произошла консолидация нац интеллигенции и политиков вокруг идеи этнического национализма.

Классификация конфликтов. Межнациональные конфликты делятся на внутренние и внешние. Внешние конфликты:

· социология конфликты с вовлечением аборигенных меньшинств;

· с вовлечением пришлого населения;

· с вовлечением насильственно перемещенных меньшинств;

· возникающие в результате попыток пересмотра отношений между бывшими автономиями и правительствами (Татарстан - РФ);

· связанные с актами общественного насилия (Ош - Фергана).

Все конфликты можно подразделить:

· насильственные;

· насильственные, но поддающиеся контролю;

· чреватые насилием, т.е. готовые вылиться в насилие;

· потенциально насильственные, т.е. непроявившие себя, но имеющие в глубине предпосылки к насилию;

· ненасильственные.

Опыт СССР, Югославии и Чехословакии свидетельствует, что фиксирование за этносом-меньшинством определенной территории, как правило, чревато отделением этой территории. Но одновременно обладание этой территории для этноса-меньшинства является не просто частью проблемы обладания недвижимостью, а как доступ к получению институционной форме государственной власти, залогом ее будущего развития. Существует несколько причин, побуждающих людей разных национальностей поднимать вопросы автономии и сепаратизма: расовые, национальные и религиозные различия с глубокими историческими корнями, на которые накладываются экон. причины и социальное неравенство.

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.