Сущность экологической культуры

По своей природе культура изменчива и способна к самообновлению, но она является своего рода знаком, который позволяет идентифицировать каждого члена сообщества к данной цивилизации. Культура является продуктом коллективной деятельности членов одного народа, который в каждой конкретной сфере создает свой личный и уникальный социокультурный код. Недаром мы говорим о том, что существует культура языка, культура поведения, экономическая, правовая, экологическая культура и многие другие, что является единичной и неповторимой принадлежащего каждой нации. Таким образом, восприятие культуры зависит от человека, принадлежащего к конкретному сообществу. Но базисной основой культуры все-таки, как нам кажется, являются накопленные народом ценности в духовной области (вера, обычаи, язык, литература и др.) и в сфере материальной (архитектура, скульптура, живопись и т.д.). Но, не смотря на это, все же существует нечто или некий общий конкретный архетип, который способствует межкультурной коммуникации.

Слово «экология» - слово греческого происхождения: oikos означает дом, жилище, родина, logos - понятие, учение. Так что экология в буквальном переводе означает «учение о доме» или, если угодно «учение о родине». Сам термин «экология» возник примерно в середине ХХ века. Термин попал в большую науку благодаря немецкому биологу Эристу Геккелю (1834-1919), издавшему в 1866 году труд «Всеобщая морфология организмов». В этом труде экологией названа наука об отношениях организмов и окружающей среды. [25.,8]

Наука же экология возникла в конце ХIХ столетия, но тогда она означала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. Но по-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда ученые из Соединенных Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожение многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоемах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела свое насущное значение. [31., 65]

Таким образом, с конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой «глобального экологического кризиса». Развитие промышленности, индустриализация, научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, уже упоминавшийся нами процесс истощения и опустынивания земель привел к тому, что перед мировым сообществом встал вопрос выживания и сохранения человека как вида.

Так что же такое культура экологическая? Это способ жизнеобеспечения, при котором общество формирует потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле, самой системы духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов. Но отношения природы и культуры очень сложны. И вся эта сложность глубоко пронизывает жизнь человека, выступающего соединительным звеном между природой и культурой. Человек - явление одновременно природное и общественное. Поэтому ему свойственны как природные, так и культурные формы проявления. Необходимо однако учитывать соотношение этих форм – вторая накладывается на первую, пронизывает ее. В результате культура человека ведет, определяет его природу. Во всех самых естественных действиях человека как живого существа, – части биосферы: в еде, сне, в передвижении, в размножении, в поселении, – во всем отражается, проявляется степень овладения культурой, т.е. культурность человека. Причем, проявляясь, культурность меняет естественность, может выражать более ясно, полно, точно, а может искажать. Лишь гармоничное сочетание культуры, как явления, и ее проявлений в деятельности человека образует ту культурность, которая не противоречит естественности, включает, развивает, глубоко отражает последнюю.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.