История благотворительности и меценатства в Казахстане

В бывшем Советском Союзе благотворительные организации создавались исключительно под эгидой государства. Например, Детский Фонд имени Ленина, Литературный Фонд, Художественный фонд, Фонд культуры СССР, предназначались для решения различных общегосударственных задач в отдельных областях науки, культуры, общественной жизни[6]. Некоторые советские фонды имели политическую направленность – в частности, памятный многим из нас "Фонд мира". Эти организации помогали коммунистическим движениям, "угнетенным трудящимся" разных стан. В помощи и сострадании нуждались кто угодно – повстанцы Никарагуа, революционеры Кубы, голодающие Мозамбика, бездомные Америки, но только не "наш" человек. Еще к 1923 году Ленин полностью запретил в стране светскую благотворительность, назвав ее "буржуазным явлением", а к 1928 году та же участь постигла даже церковные пожертвования. В трудное время советский народ мог рассчитывать только на государство. Правда, история знает, как оно поступало со своими гражданами в годы лишений и бедствий. Это был верх холодного цинизма. Вспомним унесший миллионы жизней голод 1933 – 34 годов в Казахстане, когда люди варили суп из лебеды, ели кошек и лягушек. В 20е годы, когда голод охватил огромные регионы Поволжья и сотни тысяч людей умирали, правительство запретило М. Горькому обращаться к западным писателям, с тем чтобы организовать помощь погибающим детям и женщинам[7]. Когда голодал Казахстан, власти возвращали обратно продукты, присланные европейской общественностью. Политические цели были для него превыше социальных. На самом деле у советского государства никогда не хватало денег на социальные нужды.

Сегодня государство не в состоянии помогать всем нуждающимся; впрочем, оно и не ставит перед собой такой задачи. Оно никому не гарантирует работу, почти не предоставляет бесплатного жилья. И именно благотворительность могла бы както восполнить эти потери – ведь сегодня в Казахстане достаточно как весьма состоятельных людей, так и очень богатых компаний. Однако пока, к сожалению, благотворительность у нас не в особом почете. Видимо, потому, что в обществе нет привычки, нет устоявшихся традиций благотворительности. В Казахстане попрежнему много нищеты, хотя нашу страну, с учетом ее экономического развития в последние годы, никак нельзя назвать бедной. Благотворительность – одна из фундаментальных исторических традиций, свойственных Казахстану. Благотворительность стала еще глубже после присоединения Казахстана к Российской империи, где относились к благотворительности с не меньшим почтением. Очень странно, но до сих пор не была серьезно исследована история благотворительности в Казахстане. В течение всего колониального периода в Казахстане не было открыто ни одного вуза. Одаренная казахская молодежь получала образование за пределами края. Например: в университетах Петербурга учились А. Букейханов, М. Тынышбаев и др. Именно из этой среды впоследствии вышли первые казахские меценаты и люди, которые стояли у истоков развития благотворительности как вида общественной деятельности[8].

Создание целых отраслей производства "на пустом месте" требовало больших средств. Но дух благотворительности уже овладел умами. По мере того как предприятия начинали работать и их хозяева рассчитывались с кредиторами, они начинали активно поддерживать образование, науку, просвещение, искусство. Вообще, благотворительная деятельность в Казахстане – уникальное по своей сути явление. Во второй половине XIX и начале ХХ века здесь произошло своего рода смешение исконных патриархальных традиций взаимопомощи, которые были священными для степняка, и новой культуры, привнесенной русскими переселенцами, также с богатыми традициями жертвования и помощи. По мере втягивания Казахстана в капиталистическую систему хозяйствования на первое место среди благотворителей и меценатов выходят представители торгово-промышленных кругов. Среди них – не только купцы, банкиры и промышленники, но и ученые, исследователи, а также энтузиасты, которые и жили, и трудились ради помощи ближним. В начале ХХ века благотворительность в Казахстане и России впервые выходит на международный уровень. Сегодня, оценивая возможности современного Казахстана в благотворительной деятельности, особенно важно проанализировать все эти факты. Зная, что истоки благотворительности в Казахстане имеют глубокие исторические корни, сегодня нужно заботиться о развитии этих традиций в обществе. Мы вполне могли бы помогать себе сами, не надеясь на гуманитарную помощь от более развитых стран. Так что современным подвижникам-благотворителям и людям, желающим заняться меценатством, есть у кого учиться и что продолжать. Но казахстанская благотворительность еще сама находится на зачаточном уровне и нуждается в государственном патронаже. Сегодня, увы, можно говорить пока лишь об отдельных, эпизодических ее проявлениях.

Перейти на страницу: 1 2

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.