Развитие социальной мысли в ХХ веке на примере личности

Исторический процесс, по Сорокину, есть циклическая флуктуация типов культур, а в основе механизма флуктуации - гносеологическая относительность каждого из трех способов познания. Каждый способ познания относителен, и культура, построенная на одном из них (либо чувственном, либо рациональном, либо интуитивном), таит в себе причину своего разложения, кризиса. Со временем "одноканальность" видения мира приводит к возрастанию элементов ложности в познании его сути. В этих условиях культура не может успешно справляться с выполнением своих функций, удовлетворять потребность человека в адекватной адаптации. Система ценностей культуры на определенном этапе дезинтегрируется и заменяется другой, соответствующей "новому" видению мира. Человеческие возможности постижения мира ограничены этими тремя способами познания, поэтому и не может возникнуть каких-либо принципиально новых форм культуры, вот почему история "обречена" на постоянное повторение в основных своих чертах, но в деталях она всегда нова и неповторима.

Современную культуру Сорокин считал культурой "чувственного" типа. Констатируя ее кризисное состояние, он подробно анализировал различные формы его проявления. Причины кризиса - теоретические заблуждения чувственной системы истины и связанный с ними рост эмпиризма и материализма. В качестве путей выхода из кризиса Сорокин предлагал нравственно-религиозное возрождение человечества, признание принципа "альтруистической любви" главной и абсолютной ценностью, воплощающей в себе единение человека с "Абсолютом", переход к новой, более творческой, "умозрительной" культуре. Считая себя ответственным за духовное перерождение, обновление человечества современным, Сорокин стремился соединить свою теорию с практикой, предложив целую программу преобразования общества и культуры.

В 1928г. вышла в свет книга «Современные социологические теории», в 1929г. – «основания городской и сельской социологии». В 1930г. всемирно известный Гарвардский университет предлагает Сорокину возглавить учрежденный социологический факультет. П.Сорокин принял это предложение и проработал в университете до 1959г. В 1956г. увидела свет его новая работа «Причуды и недостатки современной социологии и смежных наук», в 1956г. вышла работа «Современные социологические теории». В 1964г. в знак признания заслуг ученого, 75-летнего Сорокина избирают председателем Американской социологической ассоциации.

11 февраля 1968г. в возрасте 79 лет, после тяжелой болезни П.А. Сорокин скончался. П.Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков социологии XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером.

Перейти на страницу: 7 8 9 10 11 12 

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.