Анализ реформы по «монетизации льгот»

Концепция реформы социальных обязательств государства основывается на фиксации полномочий и обязанностей всех уровней власти. В законодательной базе предусматриваются крупные правовые новации (рисунок 7).

Підпис: v	Изменение порядка финансирования и условий реализации мер социальной защиты, установленных для ветеранов, участников Великой Отечественной войны, инвалидов, Героев СССР, Российской Федерации, Социалистического Труда, кавалеров ордена Славы, репрессированных по политическим мотивам, облученных вследствие Чернобыльской катастрофы, почетных доноров России и ряда других категорий граждан; 
v	Разграничение полномочий в социальной сфере между федеральными органами и органами власти субъектов РФ, передача части функций в области обеспечения льгот с федерального на региональный уровень; 
v	Изменение существующего порядка финансирования оплаты труда работников бюджетной сферы и правовой базы, регулирующей прожиточный минимум, а также государственных гарантий для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Рисунок 7 - Правовые новации

Федеральный закон предусматривает замену существующих натуральных льгот (по бесплатному проезду на городском и пригородном железнодорожном транспорте, санаторно-курортному обслуживанию и др.) на конкретные и адресные меры - прежде всего на выплату денежных компенсаций. На первом этапе монетизации были созданы федеральный и региональный регистры граждан. Сделано это было для распределения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы. Правовой статус нового нормативного порядка закрепляется в термине «социальная поддержка».

Вопросы выплат ветеранам труда, работникам трудового фронта и репрессированным по политическим мотивам (численность которых - 11,8 млн. человек, или 46,5% от 25,4 млн. граждан, затрагиваемых реформой) предполагается передать на региональный уровень.

Регионы могут устанавливать формы социальной поддержки по своему усмотрению - либо предоставляя льготы в натуральном виде, либо выплачивая деньги. По мнению представителей ряда субъектов Федерации, осуществлять финансовое обеспечение расходных обязательств по социальной поддержке такой категории льготников, как ветеран труда, большинству из них без субвенций центра будет весьма сложно.

Финансирование замены льгот на денежные компенсации федеральным льготникам, а это 42 категории граждан, с 2005 года осуществляется из федерального бюджета. Три категории льготников - ветераны труда, труженики тыла и репрессированные - в зоне ответственности региональных бюджетов, и это создало определенные проблемы. Хотя их льготы, по сравнению с ветеранами войны, инвалидами первой, второй и третьей степени, небольшие по масштабу, но именно ветераны труда и труженики тыла представляют самые многочисленные группы населения.

Согласно Федеральному закону № 122-ФЗ о «монетизации» льгот, предполагалось решить следующие задачи (рисунок 8).

Рисунок 8 - Задачи «монетизации» льгот

Для населения данная реформа означает разделение всех льготных категорий получателей на региональные и федеральные, и для федеральных категорий были установлены размеры денежных выплат, дифференцированные по категориям льготополучателей. В ходе разработки механизмов реализации данного закона был введен «социальный пакет» для федеральных льготников, практически предусматривающий сохранение льгот на лекарства и оплату санаторно-курортного лечения. Региональным властям предписывалось разрабатывать свои механизмы монетизации, но положение льготников не должно было ухудшаться[18].

Законом предусмотрены размеры компенсаций, которые получат граждане, отнесенные к федеральным льготникам. В дальнейшем, в ходе реализации нового законодательства, из этих сумм будет вычтена стоимость социального пакета (450 рублей), предусматривающего сохранение натуральных льгот на оплату санаторно-курортного лечения и лекарственного обеспечения. Размеры денежных компенсаций, реально выплаченных населению, представлены в таблице 6 и диаграмме 3.

Таблица 6 - Ежемесячные денежные выплаты за счет средств федерального бюджета (без учета стоимости социального пакета)

Категории населения, которые в соответствии с установленным законодательством порядке имеют право на получение различных социальных льгот

Размер выплат без социального пакета, руб./месяц

Инвалиды (кроме инвалидов войны)

I степени (III группы)

350

II степени (II группы)

550

III степени (I группы)

950

Инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий на территориях других государств (инвалиды войны)

1550

Участники Великой Отечественной войны, другие категории граждан, имеющие льготы в связи с Великой Отечественной войной

1050

Ветераны боевых действий

650

Члены семей погибших (умерших) инвалидов, участников Великой Отечественной войны и боевых действий на территории других государств

150

Граждане, подвергшиеся воздействию радиации

1250

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.