Методика социальной работы с семьей группы риска

Ниже данная методика приведена как пример работы специалиста с семьей Михайловых.

План аналитической и интерпретационной работы с историей семьей Михайловых:

1. Схематическое изображение общей картины семейного случая.

2. Анализ семейных систем (моделей);

3. Вычленение наиболее важных проблем каждого члена семьи, их положения в семье. Вопросы к различным системным моделям.

4. Моделирование ресурсов и возможностей каждого из членов семьи (выдвижение гипотез).

Общая картина случая с подробной характеристикой членов семьи.

О М

30 лет 30 лет

Д1 Д2 Д3

О – отец, 30 лет:

· малообразованный, владеет несколькими рабочими профессиями, окончил ПТУ;

· коварный, злобный, тщеславный, жестокий;

· сентиментален, сексуален;

· работать и содержать семью не желает, полностью возложил эти обязанности на жену;

· паразитирует на детях;

· не приучен терпеть лишения и ограничивать свои потребности в соответствии с возможностями;

· пользуется у окружающих дурной славой, социальный статус очень низкий;

· труслив, боится любого, самого справедливого наказания, трепещет перед сильными, безжалостен со слабыми;

· склонен совершать преступления, когда заведомо известно, что за них не последует никакого возмездия;

М – мать, 30 лет:

· внешне очень сдержанна, тактична;

· владеет многими практическими навыками, охотно откликается на предложения заработать, используя эти навыки (шьет, стрижет всех соседей, малярничает, штукатурит и пр.), не требуя щедрых вознаграждений, довольствуется самым малым;

· в условиях отсутствия «всеобщего благосостояния» профессионально не востребована;

· зависима, приучена с детства к лишениям и послушанию (детдомовское и интернатское воспитание);

· эмоциональна, ласкова в обращении со своими детьми, любит животных;

· терпима к негативным поступкам мужа, часто сама может принять участие в его «подвигах» сомнительного, но некриминального характера, умеет тщательно их скрывать, не отличаясь многословием.

Д-1- старшая дочь, 10 лет:

· учится в 3-м классе, старается, дисциплинированная, в школе не дает себя в обиду;

· житейски развита, но интеллектуально заторможена;

· сознательно относится к совей роли старшего ребенка в семье, но не всегда ее адекватно интерпретирует, помогает во всем матери, беспрекословно подчиняется родителям, но, когда условия позволяют и все можно переложить на младших, охотно прибегает к этому приему;

· первая стала ходить по домам и попрошайничать, держа за руку сначала брата, а потом младшую сестру;

· постоянно озабочена проблемой что-то получить; доминирующая направленность - поиск источников подаяния, отсутствие чувства меры, желание приобретать про запас даже то, что в данный момент не нужно; ненасыщаемость, внешняя незлобивость в случаях отказа; в этом смысле отрицательно влияет на младших детей;

· отзывчива на просьбы, безотказна в оказании услуг окружающим, что, впрочем, тоже напрямую связано с готовностью и ожиданием получить за это положительное подкрепление, награду.

С – сын, 8 лет:

· учится во 2-м классе, старается, не замечен в нарушениях дисциплины;

· по дому имеет свои обязанности (уборка квартиры, присмотр за младшей сестрой, доставка воды из колонки, растопка бани и добыча дров);

· очень любит мать и панически боится отца, изо всех сил угождает ему, но отнюдь не испытывает при этом только положительные эмоции;

· тревожен, напряжен, зависим, завистлив;

· постоянно озабочен стремлением что-то получить даром, однако последнее время сам стал расчетливо искать способы заработать и заслужить желаемое;

· кроме появляющейся склонности к присвоению чужого не проявляет пока других общественно неодобряемых действий;

· при всей внешней незлобивости и покладистости очень ревнив и чувствителен к чужому благосостоянию и успеху.

Д -2 – младшая дочь, 5 лет:

· робкая, плаксивая, но открыта хорошему отношению;

· очень привязана к близким, однако отчетливо понимает, что отец в доме – источник многих неприятностей и даже конфликтов;

· активно используется старшими детьми для добывания подачек со стороны, постепенно все больше сама втягивается в это дело;

Перейти на страницу: 1 2 3

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.