Методика социальной работы с семьей группы риска

· не обладает в сравнении со старшими детьми в ее возрасте гигиеническими навыками, самостоятельностью, способностью к самообслуживанию;

· часто оказывается представлена сама себе, беспомощна, страдает фобиями (одна боится оставаться дома, страдает энурезом), из-за отсутствия обуви все лето до глубокой осени ходит босиком в любую погоду, а потому подвержена простудам, герпесу.

Жилищные условия семьи:

3-х комнатная приватизированная квартира, плохо и бедно обустроенная, со старой, собранной из разных мест, в том, числе и с улицы, мебелью, с окнами без всяких занавесок, с голыми, хотя и чистыми полами. Дети имеют свою отдельную комнату.

Материальное положение семьи:

-детские пособия;

-случайные сезонные заработки от «даров природы»

-нерегулярные заработки матери;

-небольшой огород;

-эпизодически получаемые продуктовые наборы и одежды «сэконд-хенд», представляемые Михайловым как многодетной семье.

Анализ систем, на которые будет ориентирован патронат. Их количество.

Система №1. Ориентирована на семью.

О М

Д1 С Д2

Система №2. Ориентирована на родителей

.

Вопрос: что будет, если:

- О

так и останется таким?

- М

станет сильнее отца?

- дети вырастут?

Вопрос к М:

-что тогда произойдет с вами?

-что случится со всеми и в том числе с детьми?

Система №3. Ориентация на детей.

Вопрос: что будет, если:

- Д1 станет еще сильнее?

- С станет большим и сильным одновременно?

- Д2 тоже станет сильнее?

Вопрос к Д1 и С:

-что тогда произойдет?

- что случится со всеми детьми?

- что случится родителями?

Принять решение по этим вопросам.

Система №4 Ориентирована на мать и детей.

Мать и все дети одинаково станут сильными или только дети, объединившись, станут сильнее, чем отец.

Вопросы:

- что тогда произойдет ?

- что будет со всеми?

- что будет с отцом?

- что будет с детьми?

Социальный работник выбирает для работы одну и прежде всего интегрированную модель (система 1), включающую в себя работу с обоими родителями и детьми. Возможен, однако, выбор 4-ой модели, ориентированной на мать и детей, если выбор 1-ой степени окажется неэффективным.

Гипотезы, выдвигаемые по поводу потенциальных возможностей данной семьи и предлагаемой работы с ней.

Какие потенции могут сохраниться у отца и на что следует опираться в работе с этим человеком?

· Он проявляет силу и власть только с более слабыми, чем сам, и внимателен к оценке тех, кто кажется ему «сильным».

· При желании (к сожалению, редко его посещающем) он способен выполнять любую работу и делает это хорошо.

· Он верен жене по-своему, эгоистически, но все же привязан к детям и хоть и на словах, но все же желает им добра.

· Когда есть возможность поправить финансовое положение, дошедшее до крайности, способен даже на некоторую самоотдачу ( по нескольку дней мужественно в любую погоду проводит в лесах, собирая в тяжелых условиях «дармовую» ягоду, грибы, которые потом, пользуясь только велосипедом, отвозит на приемный пункт, расположенный за несколько километров от дома)

Каков положительный потенциал матери в этой ситуации?

· Она добра, совершенно не агрессивна и не конфликтна

· Она ни на кого не перекладывает своей вины за положение детей, тяжело переживает и стесняется того, что дети заслужили статус попрошаек.

· Она трудолюбива и добросовестна.

· Она не знает, что кто-то может и хочет ей помочь, но после встречи со специалистами готова на общение со службой, принимает предложение сотрудничать.

· Несмотря на то, что она находится в полном подчинении у мужа, преспокойно паразитирующего за ее счет, она согласна включиться в работу над преодолением своих трудностей.

· Она готова к тому, чтобы и ее мужа включили в работу над семейными (его собственными и общими с ним) проблемами.

· Несмотря на страх и путь в одиночку в своих попытках что-то сделать для семьи, детей она понимает, что семейная ситуация неблагоприятна и ее нужно менять.

· Преданность семье, детям, которые она демонстрирует, производят благоприятное впечатление и заслуживают признания.

Перейти на страницу: 1 2 3

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.