Билеты

СОЦИОЛОГИЯ ПРЕСТУПНОСТИ. Социология преступности — это отрасль юридической со­циологии, изучающая преступность как социальную анома­лию в обществе, социальных группах и среди отдельных ин­дивидов. Специфика исследования социологии преступности заключается в том, что она изучает наряду с преступлени­ями против закона социально опасные деяния, ведущие к не­посредственному преступлению, т. е. девиантное поведение, фактические преступления, поступки, разрушающие мораль. Кроме того, социологи изучают социальные причины пре­ступности, меры ее предупреждения, тенденции изменения преступности в обществе, социальный состав преступников, виды преступлений, дают прогнозы развития преступности. В этом анализе они опираются на данные статистики, иссле­дования правоведов, социальных психологов, психиатров, демографов и др.Ближе других наук к социологии преступности стоит кри­минология. Используя данные юридических и других специальных отрас­лей знания, социология преступности применяет весь спектр методики и техники социологических исследований для анали­за и прогнозирования преступлений. В истории социологической мысли можно выделить не­сколько подходов к анализу преступности. Остановимся на наи­более распространенных и актуальных.Юридическую социологию интересует прежде всего вза­имосвязь общества как социального организма и преступности как социального явления. Что значит преступность для обще­ства? В концепциях социологов не было единого ответа на ' этот вопрос.Общеизвестна точка зрения юристов (криминалистов, кри­минологов и др.) на преступность как на ненормальное явле­ние, наносящее вред как обществу в целом, так и его отдель ным гражданам. В подходах к анализу природы преступности выделилось несколько основных направлений: антропологическая теория, концепция социальной природы преступлений, теория диффе­ренциальной ассоциации, теория социального конфликта как основы преступления.В основу антропологической теории положены идеи 4. Ломброзо. В работе "Преступный человек" он утверждал, что преступника характеризуют определенные антропологи­ческие признаки (строение и вместимость черепа, длина ту­ловища, форма челюсти, общий тип лица и т. д.), которые передаются по наследству из поколения в поколение как яв­ление атавизмаФерри, Дюркгейм и другие социологи и криминологи, под­вергая серьезной критике антропологизм Ломброзо, все же не исключали влияния на преступность биологических и фи­зиологических факторов, но только в совокупности с соци­альными. Сторонники концепции социальной природы преступнос­ти связывают появление и развитие преступности с соци­альными условиями жизни: уровнем функционирования соци­альных институтов, наличием возможностей для самореали­зации индивидов в- обществе, проблемой доступности культур­ных ценностей и общественных благ для достижения постав­ленных целей, развитием политических свобод и содержанием воспитания людей., П. Уолтон, Дж. Янг основную причину преступности ви­дели в буржуазном строе, где не считается преступлением эксплуатация людей, агрессивные войны, убийства, а акцен­тируется внимание лишь на грабежах, кражах, махинациях, которые, с их точки зрения, являются просто "бунтом против системы". Э. Дюркгейм подчеркивал, что преступность — есть один из факторов, характеризующих общество, так как в об­ществе постоянно присутствуют источники, порождающие преступность в том или ином виде/. Следующая концепция, исследующая социальные причи­ны преступности, — это концепция анемии. Э. Дюркгейм оп­ределил аномию как состояние ценностно-нормативного ваку­ума, характерного для переходных и кризисных периодов, ког­да старые нормы и ценности уже перестают действовать, а новые еще не получили развития. 2 Кроме перечисленных направлений в социологии преступ­ности можно выделить также теорию дифференциальной ас­социации (связи) индивида с преступной средой (Э. Сатерленд). Взаимодействуя с членами преступной группы, индивид усва­ивает негативное отношение к нормам права и закону, опре­деляет для себя мотивы преступного поведения, технику со­вершения преступления, формы групповой и индивидуальной самозащиты.

Перейти на страницу: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.