Основные направления в развитии социологии 19 в.

1.Натуралистическое направление в социологии 19в включали в себя многие школы, но они все были по сути дела последователями Огюста Конта. Установки Конта на понимание социологии как социальной физики, ориентации на методы биологии, физики и т.д. нашли последователей. Большинство социологических школ 19в стремились понять социальное через биологическое и поэтому это направление получило название в истории социологии название — натуралистической социологии. Натурализм — социальные концепции, опирающиеся на методы и познавательные средства естествознания. Положительной стороной натурализма выступает стремление выработать объективную и стройную систему знаний (аналогичной естественным наукам), но это направление игнорировало сложности общественного развития и сознательный характер человеческой деятельности.

Социологический позитивизм стал доминирующим в социологии 19в. Его основные концепции разработаны Миллем, Спенсером, Дюркгеймом и др. Основой всех их концепций являлся эмпиризм, и строились концепции на принципах научной рациональности, но они не раскрывали всей сложности социального объекта.

В 19в появляется множество различных направлений и школ социологии. В пределах социологического натурализма развиваются школы: органистическая школа, социальный дарвинизм, расово-антропологическая, географическая и др.

Органистическая школа в социологии рассматривала общество (по аналогии с биологическим объектом) как сложный организм, исходным элементом которого выступает индивид. В основе концепций этой школы лежали две идеи: идея общества как организма и органического целого, и идея эволюционизма. Две идеи Спенсера: описание структуры общества как особого организма и идея эволюции — определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: организма и эволюционизма. Спенсер на 7 лет раньше Дарвина пришел к мысли о наличие эволюции в биологическом мире и распространяет эти идеи на все без исключения явления в природе и обществе. Спенсер считал, что и общество и культура и психология естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы и следовательно — эволюции.

Школа социального дарвинизма. Сторонники этих идей пришли к выводу, что основные законы биологии (приспособления, естественного отбора и борьбы за существование) продолжают действовать в общественной истории. Ярким представителем этой школы был Людвиг Гумплович. С точки зрения Гумпловича основным элементом общества является не индивид, а группа (раса). Антагонистические отношения между группами (расами) и составляют суть общественного развития. Эти отношения характеризуются состоянием постоянной борьбы, стремлением к подавлению и порабощению одной группы другой. С их точки зрения люди объединяются в группы, чтобы удовлетворить свой индивидуальный интерес, но борьба вынуждает их объединяться (борьба — групповая, а интересы — индивидуальны). Предметом социологии с точки зрения его является изучение структуры социальных групп и их взаимоотношений.

Расово-антропологическая школа. Ее основатель — Гобино. Основное положение его теории — биологической наследственностью определяется социальное поведение (т.е. взаимодействие с другими) Социальное поведение он считал результатом действия расовых и антропологических факторов. Гобино считал, что социальные институты, культура вытекают из расовых, биологических источников. Эта школа пытается объяснить превосходство одной расы над другой и вредность расового смешения. Он считал, что чистота расы — источник развития цивилизации, чем чище раса биологически, тем значительнее ее врожденные способности, тем интенсивнее она развивается. Многие идеи были взяты на вооружение фашистскими идеологами, приверженцами идеи «чистоты арийской расы». Французский социолог, антрополог Жорж Ваше де Ляпуж разработал концепцию социальной антропологии, где рассматривал расовый фактор решающим в истории развития общества, разделяет расы на высшие и низшие.

Географическая школа развивалась в рамках натурализма. В ее основе лежит концепция жизненного пространства. Поведение человека, социальных групп объясняются в зависимости от ландшафта, климата, мест обитания. Существовало несколько ветвей этой школы: одна — близка к антропологической школе, друга — разрабатывает теории зависимости здоровья от места обитания (климата и др. природных условий). Представители этих направлений считали, что характер человека и его поведение формируется под влиянием территории: немцы живут на маленькой территории — отсюда бережливость, педантичность; русские живут на огромных территориях — отсюда широта души, расточительность.

Перейти на страницу: 1 2

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.