Основные направления в развитии социологии 19 в.

Марксистская социологическая школа была основана крупным экономистом и видным представителем социологии Карлом Марксом. Им была разработана классовая теория стратификации общества; концепция отчуждения труда; материалистическая концепция развития общества (основывается на приоритете экон. факторов в развитии общества —исторический материализм); Маркс и Энгельс представляли историю как смену общественно-исторических формаций. Маркс выделял 5 типов общества, которые сменяли последовательно друг друга и представляли собой следующие формации: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое (или социалистическое). Согласно марксисткой традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экон. ресурсы. Общественно-экономические формации включают в себя все явления, которые имеются в обществе: материальные, духовные, политические, социальные, семейные и т.д.). Стержнем формации является способ производства материальной жизни. Общественно-экономическая формация — это исторически конкретное общество на данном этапе его развития и вместе с тем — это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей линии. Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей.

2.Психологическое направление в социологии появилось в конце 19в. В нем выделилось 2 ветви: психологический эволюционизм и групповая психология, которые внесли массу разнообразных теорий.

Один из основоположников социальной психологии — Тард, который рассматривал все с трех точек зрения: повторения, противопоставления и приспособления. На этой основе он построил общую теорию законов и общества. Закон повторения применительно к обществу получил название закона подражания. Именно этот закон, с точки зрения Тарда определяет отношения людей друг к другу, раскрывает диалектику традиций и инноваций.

Свой вклад в развитие внес Кули, автор теории «зеркального Я». Основным объектом социологии с т. зр Кули являются малые группы (семья, соседи, школьный коллектив, спортивный и т.д.), в недрах которых и осуществляются основные социальные связи. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становиться человеком благодаря его взаимодействию с другими людьми именно в рамках малых первичных групп. Эта идея была развита в теории интеракционизма.

Представитель психологического эволюционизма Гиддингс видел специфику общественного развития в проявлении осознанных актов человеческой психики. Он считал, что общественная эволюция отличается от природной тем, что в ней заложена ясно осознанная цель, которая и является двигателем общественного прогресса. Эта цель проявляется как на уровне индивидуального, так и коллективного сознания.

Однако не все сторонники психологического направления разделяли идею о четко осознанных актах человеческого поведения. Постепенно складывалось направление на основе идей о таких актах психики, которые оставаясь за порогом сознания, оказывают влияние на поведение человека. Парето, а за ним и инстинктивисты, опираясь на психологические модели социального поведения, стали утверждать, что история движется не благодаря осознанным актам людей, а благодаря скрытым биоимпульсам. Эта идея получила свое развитие в психоаналитической концепции Фрейда. Фрейд считал, что индивиды образуют группы и остаются в них отчасти потому, что у них формируются чувства преданности и покорности лидерам группы. Согласно теории Фрейда это происходит не потому, что лидеры обладают какими-то особыми чертами, но обусловлено тем, что члены группы отождествляют лидеров с могущественными, богоподобными личностями, какими в детстве казались им их отцы.

Перейти на страницу: 1 2 

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.