Развитие общественной мысли в России середины XIX – начале XX веков

60-е годы XIX века, времена правления Александра III, начинаются великие реформы. Эти реформы были вынужденными, их диктовал ход экономического развития. Общество было почти готово к решительным действиям, что признавал даже новый царь Александр II. Борьба вокруг готовящейся реформы по поводу меры уступок крестьянам и величины потерь землевладельцев – помещиков привела к чёткой поляризации общественных сил. Из западничества выделилась революционная демократия во главе с Чернышевским, другая часть западников сместилась в сторону либерализма. В это время в русском обществоведении сложилась такая ситуация, когда часть конкретных социальных наук – история, этнография, социальная статистика, юридическая наука и другие – достигли известных успехов, но дальнейшее их развитие требовало глобального методологического осмысления материала. Философия оказалась парализованной собственными трудностями. В этих условиях возникла потребность в новой обобщающей общественной науке – социологии.

1860-1890-е годы считаются первым этапом развития социологии, её можно назвать стадией возникновения «новой науки» [2, с. 34].В это время в России стала распространяться идея о необходимости новой науки, которая бы изучала общественные явления. Инициатором этой идеи выступил О. Конт – основоположник позитивной философии, его идеи упоминались уже в 40-50-е гг., но особого резонанса они не имели До 60-х гг. знакомство с идеологией Конта было возможно лишь в кружке Белинского. Чернышевский был самым крупным социологом в России до возникновения в ней социологии. Публицистика (журналы), философия, социология, экономические науки, художественная литература, несмотря на цензурные нормы, давала значительно богатое, чем в 50-60-е гг., разнообразие школ, направлений, концепций. В печати обсуждаются всевозможные «социальные вопросы»: рабочий, земледельческий, национальный, женский. Широкая популяризация позитивизма начинается в 60-е годы. В 1859 году выходят работы Лаврова (первого русского писателя по социологии), в 1865 году появляются статьи о Конте и его философии в журналах «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки». На рубеже 60-70-х гг. появляются первые собственно социологические работы Лаврова.

Именно на этом рубеже обозначились первые итоги методологической дискуссии о статусе новой науки, появились публикации, чётко зафиксировавшие рождение двух противоположных направлений – объективного и субъективного. Источником этих направлений стали идеи Конта.

В качестве основоположников российской социологии чаще всего называют Лаврова, Михайловского, Южакова, Стронина.

Направлением социологии стали народнические теории, отражавшие интересы крестьянства – наиболее многочисленного класса России. Ряды народничества пополнялись студенческой молодёжью, разночинной интеллигенцией. Одним из главных событий в духовной жизни страны является начавшееся распространение марксизма. Марксизм сначала не принимается в революционной среде, затем быстро находит последователей в рабочих кружках, в среде студенческой молодёжи, прежде всего у молодых революционеров, только вступающих на путь борьбы.

Второй этап в развитии социологии – 1890-1900 гг. можно назвать «теоретико-методологическая критика» [2, с. 36]. В это время утверждается мнение, что социология есть одна из многих социальных наук, имеющая собственный предмет исследования и своеобразные задачи. В этот период начинается преподавание социологии. Попытки же открыть кафедры или факультеты наталкиваются на отказ правящих кругов. Нет и специальных изданий.

Перейти на страницу: 1 2 3

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.