Развитие общественной мысли в России середины XIX – начале XX веков

Возникает «новое религиозное сознание» и соответствующие философско-социологические концепции Струве, Булгакова, Бердяева. В это время реставрируется либеральное народничество во главе с Коревым. Самым распространённым является марксистское учение.

В это время начинается повсеместное признание социологии, и постепенно социологическая точка зрения стала широко использоваться в истории, правоведении, политической экономии, психологии, этнографии.

Национальная мысль шла в русле мировой социологической мысли. Главное в развитии социологии в России – это её позитивизм. Второй особенностью русской социологии было обсуждение проблем динамики (эволюции, прогресса), их последовательности. Третья тема русской социологии – социальная структура и социальное поведение.

Историю социологии можно представить как совокупность индивидуальных вкладов, обусловленных личностными особенностями исследователей, имеющими особое значение в социальном познании. В эволюции российской социологии можно выделить три периода, которые совпадают с вышеописанными и выражаются синтетической, аналитической и аналитико-синтетической ориентацией исследований.

За период с 60-х годов XIX века по 20-е годы XX века российская социология достигла зрелости, развитой культуры социологического анализа, сформировала необходимые институты. Чётко была осознана необходимость интеграции социального знания, но не за счёт подавления одних школ другими, а на основе принципа их дополнительности, коммуникации.

Социология России приобрела, таким образом, твёрдую почву для перехода на качественно новый этап. Русская социология выглядела не хуже западноевропейской и американской. У неё было собственное лицо: были оригинальные разработки, обнаруживающие идейную перекличку с национальными социологиями других стран, было у ней и творческое стимулирование мировой социологии.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.