Трансформация общественных отношений невозможна без глубоких изменений в сознании и поведении людей. И здесь огромная роль принадлежит образованию. В докладе ЮНЕСКО о положении дел в образовании (1991 г.) отмечалось, что политика, направленная на борьбу с бедностью, сокращение детской смертности и улучшение здоровья общества, защиту окружающей среды, укрепление прав человека, улучшение международного взаимопонимания и обогащения национальной культуры, не даст эффекта без соответствующей стратегии в области образования. Будут безрезультатны усилия, направленные на обеспечение и поддержание конкурентоспособности в области освоения передовой технологии»[3]. Эффективное использование социальных технологий предполагает развитие системы обучения и воспитания, совершенствование педагогических методов и методик.
Радикальные социально-экономические изменения в России создали принципиально новую ситуацию в сфере образования. Несмотря на провозглашаемую приоритетность развитие образования, науки и культуры, все еще не удалось ликвидировать остаточный принцип его финансирования. Так финансирование высшей школы в 1995 и 1996 гг. составило лишь 2% расходной части государственного бюджета, хотя, по оценкам специалистов, для нормального развития общества этот показатель не должен опускаться ниже 2,3-2,5%. В большинстве развитых стран Запада государственные расходы в этой области превышают 5% ВНП и составляют свыше 10% всех государственных расходов. А в России система образования, охватывающая 40 млн. граждан, фактически лишилась условий для своего нормального функционирования.
Образование является не только важнейшей мерой социально-экономической защищенности человека, но и фундаментом новых технологий[9].
Не являются исключением и социальные технологии, которые развиваются и совершенствуются благодаря сложившейся системе образования и воспитания. Вместе с тем реформирование социально-экономических отношений и новые обстоятельства вызывают потребность реорганизации существующей системы образования, которая стала отставать от требований времени.
Назовем некоторые факторы, обусловливающие необходимость преобразований в системе образования:
· усложнение и развитие динамики труда. Интеграция науки и производства вызвала подлинный переворот в технике и технологиях. Отдается первенство интеллектуальным способностям специалиста, и в первую очередь умению обрабатывать информацию и принимать решения;
· ориентация на новую модель развития. Приобретает все большее значение «человеческий капитал», который приносит большой доход и имеет более длительный экономический эффект, чем капитал в его физической форме. Формируется новая модель социального развития, которая нацелена не только на интересы материального производства, но и на удовлетворение духовных и интеллектуальных запросов человека;
· демократизация социальной жизни и образования. Социальный прогресс, активные выступления демократических сил за социальные права вызвали потребность в образованных людях и не менее мощную тягу самих людей к образованию. Все большее значение в перечне жизненных ценностей (карьера, деньги и т.п.) приобретает образование;
· ограниченность финансовых и материальных ресурсов для удовлетворения потребностей образования[5].
Для удовлетворения растущих образовательных потребностей расширяется сеть негосударственных вузов, помогает распространение «дистантного» обучения с помощью телевидения, компьютеров и т.д.
Все большее значение приобретает термин «пожизненное образование», в основе которого лежит концепция «обучающегося общества». Сущность ее заключается в расширении понятия непрерывного образования, включения в него всех основ формальной и неформальной образовательной деятельности[20].
Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.
Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.