Формирование экологической культуры в истории и философии

В целом в Новое время статус природы определяется отношением к ней как к бесправной и безупречной исполнительнице человеческих желаний. Эксплуатация природы становится нормальной каждодневной деятельностью, а достижения в области покорения природы празднуются как победа над ее силами.

Итак, можно сказать, что еще со времен неолита символическое изображение природы, реалий окружающего человека мира стало основой языка культуры. Внутренняя органическая связь с природой была присуща и античности, и средневековью. Возрождение же, стремясь к эстетическому выражению гармонии и единства, парадоксально привело к противопоставлению человека и природы, субъекта и объекта. Отношения человека и природы имели всегда неповторимую специфику.

Средневековая концепция творения постулировала изначальную неравнозначность человека и природы. Человек по отношению к природе был наделен верховым правом «образа Божия» и вытекающими отсюда обязанностями. Средневековье почти не знает изображений природы, но не отрицает ее, потому что человек, являясь венцом творения, товарного мира, полностью выражает его собой. Ренессанская философия, тяготея в своих устремлениях к пантеизму (буквально: «все-Бог»), вносила в этот догмат существенные и противоречивые коррективы.

Человеческий язык един и многообразен. У каждой формы культуры постепенно складывается свой язык, сосредоточенный на отражении определенных явлений. [10., 214]

В науке накапливаются результаты работы разума, сосредотачиваются знания; в искусстве – результаты художественно-образного освоения действительности; в нравственности - нормы саморегуляции, реализации воли к сохранению и развитию.

Экологизация охватывает все области современной культуры. Но именно языком искусства в культуре отразилось «предчувствие», «предощущение» надвигающегося экологического кризиса. Не случайно искусство порой называют догадкой о том, чего пока еще не знает наука. Ведь для художественного творчества характерна ориентация на выражение чувств, предчувствий, предощущений, целостного знания, «знания сразу».

В природе, в обществе, в искусстве существует гармония и дисгармония, порядок и хаос. Стремясь художественно отразить современную жизнь, современную культуру, искусство показывает дисгармонию, беспорядок как важнейшие их характеристики. Но при этом искусство своими средствами поддерживает тенденцию самоотрицания общества.

Важнейшим языком культуры, обеспечивающим ее участие в отражении и развитии глобальной экосистемы, является наука.

Ум, способность познавать, понимать – то свойство человека, которое определило его выделение из животного мира. В результате познания образуется знание, т.е. отражение действительности в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знание сосредотачивается, систематизируется в науке.

Роль науки возрастает по мере развития общества. Сегодня о степени развитости общества судят, прежде всего, по уровню развития в нем науки и образованности, уровня овладения наукой членов общества.

Однако с экологической точки зрения роль науки далеко не однозначна. Она может быть позитивной, т.е. вести к укреплению связей между элементами глобальной социоприродной экосистемы, а может быть негативной, т.е. вести к ослаблению, разрушению этих связей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.