Формирование экологической культуры в истории и философии

Сегодня наиболее распространено представление о мифе как языке, используемом лишь в архаичных, первобытных культурах. И вместе с тем, очевидно, что мифы существовали и существуют всегда и во всех обществах. Они являются необходимым языком культуры, формой духовного освоения мира.

Миф является первой, исходной формой духовной культуры, описанием человеком мира, способом упорядочивания представлений о действительности. Он возник во времена, когда в культуре еще не было выработано языка науки, в общем потоке жизни людей еще не выделились другие языки культуры. Все объединял миф.

Миф отражает именно целостность, не фрагментарность, выполняет функции упорядочения, ориентации: позволяет человеку, обществу преодолеть ситуацию полной неопределенности своего положения в пространстве и во времени- определиться, выработать некоторые ориентиры- сориентироваться.

Язык мифа не чужд и современному человеку. Порой язык мифа используется в целях антигуманных, ради манипуляции сознанием. Огромное влияние средств массовой информации на человека может быть использовано как ради « упорядочивания», так и ради «разупорядочивания» его сознания.

Экологическая культура не только возрождает актуальность мифа, а и сама существенно меняет язык мифологии, освобождает его от архаической неразвитости, позволяет перейти от синкретизма к системности. Здесь целостное видение возникает не как форма компенсации незнания деталей, а как форма их упорядочения на новом этапе знания.

Экологическая культура играет особую, специфическую роль во взаимоотношениях человека и природы. Экологическая культура выражает собственную связь, собственное соотношение конкретного человека с окружающей его природной средой, существенно дополняя и обогащая человекоприродные отношения.

С философской точки зрения экологическая культура есть особый деятельный способ освоения человеком природы. Основой эколого-культурной деятельности выступают субъектно-объектные отношения, т.е. отношения человека как субъекта к окружающему его природному миру как объекту. Вместе с тем экологическая культура невозможна без субъектно-объектных отношений, без культуры общения и взаимодействия людей, без обмена экокультурными ценностями.

Экологическая культура выступает и как итог, результат деятельности человека, выражающийся в достигнутых знаниях природных закономерностей.

Экологическая культура не может не быть гуманистической по своей природе. Способность природной вещи как бы излучать из себя человеческий смысл, служить человеку его собственным отражением характеризует ее не как природный объект, а как предмет культуры. Ведь вещи обретают такой смысл не в силу своих природных свойств, а в силу каких-то иных – неприродных – свойств, которые они обретают за пределами своего вещественного бытия, – в мире человеческих отношений и взаимодействий.

Для философии природа в целом предстает, прежде всего, как очеловеченная природа, как природа культуры, в своей созданности, произведенности человеком.

С позиции философского осмысления оптимизации взаимодействия общества и природы экологическая культура есть «мера» гуманизма общества, его человечности в самом широком смысле этого слова. Она всегда и во всем есть свидетельство того, насколько человек стал общественным существом, а общество - человеческим обществом. [10., 151]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.