Формирование экологической культуры в истории и философии

В современной науке давно и глубоко обособившиеся как своеобразные стили познания, выработке знания, «две науки» – гуманитарная и естественная – ищут пути сближения. Кроме того, наука экологизируется «снаружи», совершенствуется взаимодействие науки и других форм развития духовной культуры – и, прежде всего, искусства. [6., 85]

Нравственность или мораль порой определяют как «всеобщий знаменатель человеческих усилий». Именно нравственность выступает как система координат, позволяющая оценивать значимость творчества для культуры, для жизни. В сфере морали формируется представление о смысле явлений культуры, о смысле человеческого существования.

Нравственность позволяет каждому (и принуждает каждого) оценивать влияние своих поступков на других людей, на весь мир. Если человек действует во имя других, служит людям – это высоко оценивается окружающими, считается нравственным. Основные нравственные принципы – ответственность, служение, солидарность.

Вопрос об отношениях науки и искусства – с одной стороны, и нравственность – с другой, актуален и для экологической культуры.

Экологическая культура не может быть наивна. Она вбирает в себя все созданное человечеством, все плоды творчества. Именно богатство связей со всеми явлениями культуры делает экологическую культуру устойчивой. Стиль культуры отражается в нравах, нравственности. Экологическая нравственность, разумеется, невозможна без знаний и образов. Однако она активно влияет на науку и искусство, и сама внутренне развивается – за счет расширения зоны ответственности. [10., 68]

Важную роль в культуре на протяжении всей ее истории играет религия. Каждый из народов Земли пользуется религией как одной из форм культуры. И, следовательно, религиозная символическая система, наряду с языками искусства, науки, нравственности выступает как важный язык культуры. Однако функции этого языка рационально определить не просто.

Язык религии ближе всего к языку нравственности. Но если нравы существуют и проявляются в отношениях между людьми, то религиозная вера характеризует отношения человека как существа земного, естественного и Бога как высшего, сверхъестественного существа.

В период ускоряющегося развития науки, всех основных форм культуры все активнее разворачивается критика религии. В этот процесс значительную лепту внес родоначальник экологии. Опираясь на эволюционную теорию Ч. Дарвина, Э. Геккель развил концепцию естественнонаучного «монизма» - способа рассмотрения явлений мира в свете одного начала, единой основы всего существующего и организовал «Союз монистов» для борьбы с религиозным мировоззрением. [10., 310]

Однако религия не исчезла, хотя темпы развития знания все увеличиваются.

Формирование экологической культуры, экологического сознания оживляет интерес к мифу. И это не случайно. Ведь в экологическом сознании стержневой является проблема не конфликтного взаимодействия общества и природы. А на ранних стадиях становления общества, всегда в культуре доминирующую роль играет мифологическое сознание, общество находится в состоянии экологического мира, равновесия с природой, не воспроизводится экологический кризис.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.