Возможности народной педагогики

Этнопедагогику можно было бы в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика – наука об эмперическом опыте этических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающимся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания. Как уже было сказано, этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваиваются социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, загадках, пословицах и поговорках, в играх и прочих, в семейном и общественном укладе, быте, традициях, а также философско-этические собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на экологически культурное формирование личности.

В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь людей. Они проявляются и в отношении к природе, и в поэзии, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательной дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов – профессионалов. Тем не менее, она важнее всего для педагогов, особенно же – для воспитателей детских садов и учителей начальных классов.

Педагогическая наука ставит и решает много проблем, которые никогда не ставились и не могли ставится народной педагогикой. В то же время и у народной педагогики есть такие находки, на которые педагогическая наука не обращала внимание, несмотря на их бесспорную воспитательную ценность. Этнопедагогические исследования могли бы привлечь внимание педагогов к этим находкам, оживить их, вернуть в народное педагогическое сознание, в том числе – и родителям, как естественным воспитателям.

Современная педагогическая наука придает все большее значение исследованию проблем истории и теории этнопедагогики, изучение которой невозможно без осознания и осмысления того фактора, что каждая нация имеет свои особенности, характерные свойства, нравственные нормы, обычаи, обряды, образы жизни. У каждого народа сотни лет существует особенная, укоренившаяся в жизни культура, которая неизбежно оказывает воздействие на воспитательный процесс. Проблемы влияния национальной культуры на воспитание подрастающего поколения нашли освещение в многочисленных работах педагогов советского периода, чьи заслуги в деле становления образования трудно переоценить. Это работы Е.М.Медынского, Н.А.Константинова, В.З.Смирнова, М.Ф. Шабаева и другие. Вопросам Этнопедагогики были посвящены исследования Г.Н. Волкова, Я.И. Ханбикова, М. Арипова, А.Ф. Кантибидзе, В.Х. Арютюняна, Р.М. Пошаевой. В Казахстане заслуживают пристального внимания работы Т. Тажибаева, И. Оршабекова, Ж. Нурмаханова, А. Мукамбаевой, С. Узакбаевой и другие. Всестороннее и тщательное изучение педагогического наследия казахского народа представляет собой определенный научно-практический интерес. У истоков казахской педагогической мысли стоят такие выдающиеся просветители, ученые, поэты, как Чокан Валиханов, Ыбрай Алтынсарин, Абай Кунанбаев, внесшие свой неоценимый вклад в формирование самосознания казахского народа, популяризацию ее истории, культуры, образа жизни и т.д. Их идеи особенно актуальны в настоящее время, когда происходит процесс возвращения людей к своим корням, истокам. Растет их национальное самосознание. Традиция устно-поэтического творчества казахского народа, обусловленные особенностями его развития, предусматривают непрерывное общение старшего поколения с младшим, воспитание молодежи в духе гуманизма, любви к родной земле, ее природе. [3., 49]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.