Возможности народной педагогики

Жизненной основой волшебных сказок была и та мечта о власти над природой, которая, по мнению М. Горького, так характерна для них.

Сказка «Сивко Бурка», в ней говорится, как Иван выпил из волшебного пузырька по желанию отца и силы прибыло в нем, а его отец, вставший из могилы, крикнул громким голосом.

«Сивко Бурка, вещий Воронка! Встань передо мной, как лист перед травой!». Конь прибежал большой, Иван устрашился: изо рта пламя пышет, из ноздрей дым валит. Отец говорит: «Вот, Иван, в правое ухо полезай, а в левое выйдешь». Иван в правое ухо влез, а в левое вылез и очутился бравым молодцем. Отец говорит: «Ну, Сивко Бурка, вещий Воронка, как мне служил, так и моему сыну служи, Ивану! .» [17., 68]

Сказка «12 месяцев». Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?

Двенадцать

А как их зовут? .

Была зима. Шел январь месяц. Мачеха послала падчерицу в лес за подснежниками. Но раньше марта они не появятся сколько не ищи их. Пошла девочка в лес.

… «И, вдруг, далеко меж деревьев сверкнул огонек – будто звезда среди ветвей запуталась. Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер, а вокруг сидят люди, кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют. Кто же они такие? Думает девочка – кто в серебре, кто в золоте, кто в зеленом бархате. …

Рассказала им девочка, как ее мачеха послала в лес за подснежниками. Поговорили месяцы и решили помочь девочке.

- Братец Январь, уступи мне на час свое место!

- Ну, будь по вашему, - сказал Январь.

Он стукнул о землю своим ледяным посохом и заговорил …

Девочка набрала полную корзину подснежников». [15., 71]

По Н. Некрасову сказка быль – «Дедушка Мазай и зайцы».

Как дедушка Мазай на лодке спасал зайцев весной в половодье, когда вода прибывает, а зайцам деться некуда.

«Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нем собралися гурьбой.

Тут я подъехал – лопочут ушами,

Сами не с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, - ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой»…[15., 43]

Например, в сказке «Как человек с землей поспорил» рассказывается, когда на земле первый человек жил, его звали Екара, была земля, море и гора. Человек ходил по земле, сладкие плоды с деревьев срывал и напевал: «Я – царь! Я – царь!» Море и гора разгневались, они не хотели признавать человека. И тогда земля спросила:

- Почему ты берешь себе то, что принадлежит мне?

-Я – человек, - сказал Екара. – И я должен брать, чтобы жить. «Я дам тебе плоды. Они накормят тебя. А что ты дашь «взамен?» «Не знаю» - сказал человек, «я на все согласен». И земля сказала – возьми палку и разрыхли почву. Возьми зерно и посади в нее. С утра до ночи, от зари до заката ты будешь трудиться: рыхлить почву и сеять. Тогда я дам тебе плоды, и ты будешь сыт». Мораль этой сказки проста: человек должен знать, чтобы жить, надо не только брать но и отдавать. [29., 487]

В сказке «Утро» говорится о том, что самое лучшее в мире – смотреть, как рождается день! В небе вспыхивает первый луч солнца, вершины гор улыбаются ласковой улыбкой. Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу и поют:

- Приветствуем тебя, владыка мира!

- Добрый день! – говорит солнце, поднимаясь над морем.

Просыпаются люди, те, для которых вся жизнь – труд; просыпаются те, кто всю жизнь украшают, обогащают землю, но – от рождения до смерти остаются бедняками.

Проснулись люди, и вот они идут на свои поля, к своему труду, – солнце смотрит на них: оно лучше всех знает, сколько сделано людьми доброго на земле, оно когда-то видело ее пустынной, а ныне вся земля покрыта работой людей – наших отцов, дедов и прадедов.

День пришел!

Добрый день, дети, и пусть в жизни вашей будут множество добрых дней!

Дети умейте любить солнце, источник всех радостей одинаково доброе солнце. [18., 69]

Конечно, образовательное значение сказок зависит и от рассказчика. Умелые рассказчики обычно такие моменты всегда стараются использовать, ставя в ходе рассказывания сказки вопросы вроде: «Как вы думаете, ребята, договорился ли человек с горой и морем? Почему люди, которые трудятся, украшают и обогащают землю, от рождения и до смерти остаются бедняками?»

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.