Возможности народной педагогики

Игра – удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, сказкой, загадками, скороговорками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игры – уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми.

Игры – не пустое занятие. Это первая школа для ребенка. Не случайно и сегодня представители старшего поколения – бабушки и дедушки, - обладающие большим жизненным опытом предостерегают не в меру строгих родителей: «Не мешайте детям играть!»

В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. И что еще важно – в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели – стихийно. Цели же возникают в процессе игры, в связи с ней, попутно, в соответствии с результатом и достижениями.

Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, установках человека.

Игра – одно из явлений, прямо и непосредственно связанное с воспитанием, ближе всего стоит к природе. Например, некоторые из них. [7., 28]

Рыбаки и рыбы.

Ребята становятся в тесный кружок, и один считает:

За стеклянными горами

Стоит Ваня с пирогами.

Здравствуй, Ванечка-дружок,

Сколько стоит пирожок?

Пирожок-то стоит три,

А водить-то будешь ты!

По считалке выбираются двое ребят – «рыбаки», остальные – «рыбы». Они ведут хоровод и поют:

В воде рыбки живут,

Нет клюва, а клюют.

Есть крылья – не летают,

Ног нет, а гуляют.

Гнезда не заводят,

А детей выводят.

Закончив песню, «рыбы» разбегаются в разные стороны. «Рыбаки» берутся за руки и ловят «рыб». Пойманные «рыбаками» «рыбы» (пойманной считается «рыба», которую «рыбаки» берут руками взахват) составляют с «рыбаками» «невод». Они присоединяются к «рыбакам» и ловят оставшихся «рыб».

Дед Мороз.

По считалке выбирается Дед Мороз и встает в центр нарисованного на снегу круга. Его окружают остальные участники игры, берутся за руки и, передвигаясь влево и вправо, приговаривают:

Дед Мороз, Дед Мороз

Через дуб перерос,

Через дуб перерос,

Прикатил подарков воз:

Морозы трескучие,

Снеги сыпучие,

Ветры завьюжные,

Метели дружные;

Холод-стужу напустил,

На реке мост намостил.

После этих слов дети разбегаются, а Дед Мороз их ловит. До кого дотронется, тот считается «замороженным» - идет в круг и там стоит неподвижно. Другие играющие могут его «разморозить». Они бросают «замороженному» снежок, а тот, поймав его, должен попасть им в Деда Мороза, который старается увернуться.

Если Деду Морозу удастся «заморозить» троих, они готовят ему откуп – лепят снежную бабу. Возле бабы собираются все участники игры, ходят вокруг нее и поют:

Дед Мороз, Дед Мороз

Бабу снежную принес,

Баба, баба, беляком,

Получай-ка снега ком!

Затем, бросая по очереди снежки, разрушают ее.

Закончив игру «Дед Мороз», ребята под горкой ставят в снег две ветки, изображающие «ворота». И скатываются на санях (вениках, рогожках) с горки, стремясь проехать в «ворота», не задев ветки. Участник, проехавший мимо «ворот» или сбивший ветку, выходит из игры.

Продолжая состязание, ребята становятся в круг. В центре водящий скачет на одной ноге и передвигает льдинку. Этой льдинкой он старается попасть в ногу одному из стоящих ребят, который, увертываясь от льдинки, подпрыгивает. Кого льдинка коснется, тот становится водящим.

Вылепив большой снежный ком, соревнуются парами. Двое ребят встают друг против друга так, чтобы снежный ком был между ними. Взявшись за руки, тянут друг друга к себе, стараясь повалить на снежный ком. Кто первый коснется грудью кома, из игры выбывает, его место занимает другой участник. [30., 56]

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.