Возможности народной педагогики

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, – и окружающая природа. В верованиях народа было не мало суеверного и темного. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: взаимосвязь человека и природы, отношения человека и природы. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передаче этих черт из поколения в поколение. Именно поэтому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

Положительным сказочным героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа: густолистое дерево, скрывающее беглецов от врага; река и озеро, направляющие погоню по ложному пути; птицы, извещающие об опасности; рыбы, ищущие и находящее кольцо, уроненное в реку, и передающие его другим помощникам человека – кошки и собаки, орел, поднимающий героя на недоступную высоту; не говоря уже о преданном быстроходном коне и др. во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств. Образность – важная особенность сказок, которая обличает их восприятие детьми, неспособными еще к абстрактному мышлению.

В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания.

В сказках просто и естественно ставятся проблемы воспитания у детей чувство прекрасного, формирования моральных черт и др. [24., 105]

Песни – сложная форма народного поэтического творчества. Главное назначение песен – эстетическое воспитание. Но они имеют целью осуществление и других сторон формирования личности, то есть являются комплексным средством воздействия на личность.

В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни. Они – одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения. Красивые мелодии усиливают эстетическое воздействие поэтического слова песен.

И сами слова песне, и условия и характер их исполнения способствую укреплению здоровья, развитию трудолюбия. Редкие детские и молодежные песни исполняются в помещении, они поются на лугу или на опушке леса во время хороводов, сопровождаются танцами, плавными движениями, поются во время подвижных игр на улице.

В песне опоэтизированы национальные традиции и обычаи, приводятся пословицы и благопожелания. [22., 14]

В ней выступают в единстве многие стороны формирования личности, где труд и бережное отношение к природе и окружающее среде, любовь к животным занимает главенствующую позицию.

При всем многообразии средств народной педагогики в ней все дифференцировано, все тщательно продумано, все – на месте. Бестолковое, случайное отбрасывается – тысячелетиями происходит естественный, интеллектуальный эстетический и этический отбор средств воспитания. Песня в этом ряду средств занимает особое место. Ее поют, от мала до велика. Каждому возрасту соответствуют свои песни. Оно сопровождает человека от рождения до смерти. Воздействую на чувства человека, она одновременно влияет на его сознание и поведение. Вот по почему ее с полным основание можно отнести к комбинированным средствам народной педагогики.

Масленица – кривошейка, Дай, весна,

Встречаем тебя хорошенько! Добрые годы,

С блинами, с каравайцами Годы добрые,

С вареничками! Хлебородные! .

Жаворонки, Унесите от нас

Жавороночки! Зиму холодную!

Прилетите к нам, Нам холодная зима

Принесите нам Надоскучила,

Лето теплое! Руки, ноги

Отморозила! [22., 36]

Музыкальная культура казахского народа нашла свое наиболее яркое выражение в песенном творчестве. Отшлифованные народом, не одним его поколением, лучшие из песен бережно хранятся, предаваясь из уст в уста, от старших к младшим, от отцов и матерей к детям и внукам.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.