Коллективное поведение

А) Анонимность и многочисленность толпы.

Б) В толпе действует заражение – передача эмоционального состояния и чувств от одного человека другому. Любое чувство или эмоция в толпе заразительны и притом до такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному.

В) Восприимчивость к внушению приводит к исчезновению сознательной личности, к преобладанию личности бессознательной.

По мнению Лебона становясь частицей толпы, человек спускается на несколько ступеней вниз по лестнице цивилизации. У него обнаруживается склонность к произволу, буйству, свирепости, но также к энтузиазму, геройству, свойственным первобытному человеку, сходство с которым еще больше усиливается тем, что человек в толпе чрезвычайно легко подчиняется словам и представлениям, не оказавшим бы на него в изолированном положении никакого влияния. Толпа в интеллектуальном отношении всегда стоит ниже изолированного индивида, но с точки зрения чувств и поступков, вызываемых этими чувствами, она может быть лучше или хуже него, все зависит от того, какому внушению повинуется толпа.

Лебон отмечает следующие характеристики толпы:

1. Импульсивность, изменчивость, раздражительность.

2. Податливость внушению и легковерие.

3. Преувеличение и односторонность чувств толпы.

4. Нетерпимость, авторитетность и консерватизм.

2. Теория конвергенции. Толпа сама по себе не является причиной необычного поведения людей, но она влияет на определенные типы людей и способствует проявлению поведения, к которому они предрасположены. В толпе собираются люди со сходными интересами, импульсами, целями и т.д., в результате чего толпа ведет себя определенным образом.

3. Теория возникновения норм. Поведение толпы регулируется общими нормами и общей оценкой ситуации, которые складываются в процессе коммуникации индивидов.

4. Теория прирастающей ценности (Н.Смелзер) - попытка синтезировать эти три подхода, на основе последнего.

Согласно Смелзеру, для того, чтобы поведение толпы имело место, необходимо 6 основных условий.

1) Структурные факторы, способствующие поведению толпы.

2) Социальное напряжение.

3) Появление и распространение общего верования.

4) Факторы “ускорения”.

5) Мобилизация участников.

6) Действие социального контроля.

Каким бы иррарациональным и несдержанным не казалось поведение толпы на первый взгляд, оно ограничивается, по крайней мере, четырьмя факторами:

1. Эмоциональными нуждами членов толпы. Поведение в толпе выражает эмоциональные потребности, обиды и предрассудки ее членов (например, люди, которые живут скучной, монотонной жизнью склонны изредка «поохотиться на ведьм» для того чтобы разрушить монотонность своей жизни).

2. Моральными нормами членов толпы. Толпа вряд ли сделает что-либо, что выходит за пределы моральных убеждений составляющих ее индивидов. Например, линчевание не происходило в тех местах, где люди искренне считали это недопустимым. Но там, где люди считали, что линчевания морально оправданно, и даже оправданно при определенных обстоятельствах, суд Линча проводился. Однако даже эти люди никогда не съедали своих жертв и не распинали их.

3. Лидером. Лидер влияет на направленность и интенсивность поведения толпы. В толпе люди нуждаются в том, чтобы ими руководили. Для эффективного воздействия на толпу лидеру необходимо:

1) установить контакт с толпой;

2) создать эмоциональное напряжение;

3) предложить действия для снижения этого напряжения;

4) оправдать предлагаемые действия.

4. Внешним контролем над толпой. Это может быть вмешательство полиции, армии, плохая погода – ливень, мороз.

Меры по предотвращению бунта:

1. Арест и удаление наиболее шумных возбудителей спокойствия, призыв к случайным зрителям проходить мимо.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.