Коллективное поведение

1. Общественное мнение формируется там и тогда, когда на обсуждение народа выносится, ставится проблема, имеющая важное значение, т.е. проблема, затрагивающая социальные интересы людей.

2. Предметом рассмотрения общественности прежде всего выступают те вопросы, которые предполагают различие в оценках, характеристиках, т. е. заключает в себе момент дискуссионности.

3. Третье условие формирования – определенный уровень компетентности людей по данной теме.

Механизм формирования общественного мнения изучен еще слабо. Но выработка общественного мнения предполагает борьбу индивидуальных мнений.

Основными характеристиками общественного мнения являются следующие:

1) Общественное мнение - конкретный вывод определенной общности людей по тем или иным вопросам.

2) Только те явления общественной жизни становятся объектами общественного мнения, которые обращают на себя внимание, вызывают потребность в выработке по ним общественного суждения.

3) Массовые суждения людей обладают различной степенью объективности. Это объясняется тем, что мнения могут формироваться на основе как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений.

4) Общественное мнение выступает в качестве специальной побудительной силы, регулирующей поведение людей.

5) Общественное мнение предоставляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений.

Функции общественного мнения:

1) Экспрессивная (определяет позицию по отношению к данной общественной проблеме).

2) Консультативная (дает совет относительное способов разрешения тех или иных проблем).

3) Директивная (выносит решения по тем или иным вопросам, имеющие директивный характер).

4) Регулятивная (общественное мнение осуществляет социальный контроль за соблюдением индивидами социальных норм).

В зависимости от содержания суждений общественное мнение может быть оценочным (выражать отношение к фактам), аналитическим, конструктивным (давать способы решения проблем).

Общественное мнение может также выражаться в форме позитивных или негативных суждений.

По своей структуре общественное мнение может быть монистичным (единодушным) или плюралистичным (состоящим из ряда несовпадающих друг с другом точек зрения).

Показатели зрелости общественного мнения:

1. Социальная направленность. Мнение может быть передовым и отсталым, консервативным и новаторским.

2. Компетентность.

3. Интенсивность. Отражает уровень заинтересованности, убежденности, настойчивости в отстаивании позиций.

4. Стабильность. Мнение может функционировать длительный период времени, а может быстро меняться.

5. Распространенность. Носителем данного общественного мнения могут являться отдельные социальные группы или общество в целом.

6. Результативность. Влияние данного общественного мнения на реальное поведение индивидов и групп.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.