Культура как фактор социальных изменений

Культура – чисто человеческий образ жизни. Культуры нет у животных, как нет людей, не имеющих культуры. Ее содержание составляют обычаи, нравы, законы, этикет, символы и многое другое, что возникло благодаря мышлению, сознанию и языку, которые совершенно отсутствуют у представителей животного мира.

Культуру определяют по-разному. В одном случае о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение. В другом ее сводят к совокупности материальных и духовных памятников, символов, обычаев.

Существуют два понятия – общество и культура. Общество – совокупность людей, культура – совокупность идей (материализованных и нематериализованных), носителем которых выступает язык. Культура имеет множество значений.

Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление. Не только в нашей стране, но и в других странах существуют министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т.д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей.

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации.

В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений. Мы употребляем выражения ''культурный человек'' в значении воспитанный, ''культура рабочего места'' в значении опрятно прибранное, чистое функциональное пространство. ''Уровневый'' смысл мы вносим в понятие ''культура'', когда культуру противопоставляем бескультурью – отсутствию культуры. Для многих из нас культурным является человек, который может поговорить о Бетховене, Достоевском и Пикассо[2]. Подобное толкование, пришедшее к нам из 18 века, по существу уравнивает ''культурность'' с ''воспитанностью'' и ''цивилизованностью''. Для большинства антропологов в 20 веке ''цивилизация'' обозначала особый, высший тип культуры. Для социологов цивилизация не эквивалентна культуре, а выражение ''отсутствие культуры'' бессмысленно. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры. Предметы, окружающие человека, не остаются безымянными. Он наделяет их именами, смыслом и значением в зависимости от того, в каких целях эти предметы использует. Поскольку один и тот же предмет может служить разным целям, он наделяется несколькими значениями. Так, обыкновенная вода может служить; средством утоления жажды, способом получения электроэнергии, средством транспортировки грузов, религиозным символом, санитарно-гигиеническим средством, местом развлечения, отдыха и т.д. Наделяемые значениями и именами предметы составляют тело культуры. Те предметы, которые по разным причинам не получили значения, т.е. не очеловечены, остались за рамками культуры. Со временем все, до чего добрался человек, даже отдаленные звезды или редкие виды бабочек, включаются в культурный контекст. В этом смысле животные существуют в необозначенном, неназванном мире. В их измерении нет символов, смыслов, значений, названий, имен. Поэтому у них нет культуры и нет средства, с помощью которого они могли бы выразить все это – языка. Более того, у животных нет инструмента, с помощью которого создается язык, а именно мышления. Культура – это то, что выделяет человеческое общество из животного мира. Она – искусственно созданная – при помощи языка, мышления и символических значений – среда. Если представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элементами, или чертами культуры. Они образуют состав культуры и делятся на материальные и нематериальные. Совокупность первых создает особую форму культуры – материальную культуру. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами); паровая машина, книга, погребение, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.