Культура как фактор социальных изменений

Традиция гостеприимства существует у многих народов, а церемония чаепития - только у японцев. В первом случае они считаются культурными универсалиями, во втором – культурным своеобразием. Традиции буквально пронизывают всю жизнедеятельность общества.

Они встречаются, чуть – ли не на каждом шагу, но о большинстве из них мы просто не задумываемся. Традиции существуют по долгу, может быть, тысячи и сотни лет, и передаются из поколения в поколение. Если традиции существуют десятки и сотни тысяч лет, они могут превратиться в социальный институт.

На заре человечества парный брак был редким явлением, но постепенно стал традицией и овладел всеми народами. Еще позже он превратился в институт семьи. Институт – перезревшая традиция, массовая привычка что-либо делать определенным образом, уже не помещающаяся в рамки традиций. В социологии традицию понимают именно как механизм воспроизводства социальных институтов и норм, когда необходимость сохранения этих норм оправдывается самим фактом их существования в прошлом. Что-либо узаконивать, делать оправданным – еще одно функция традиции.

В зависимости от того, кто создает культуру каков ее уровень, социологи различают три формы – элитарную, народную и массовую, и две разновидности; субкультуру и контркультуру.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная, или высокая культура, например живопись Пикассо трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. Формула элитарной культуры ''искусство для искусства''.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Народную культуру называют любительской (но не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).

Фольклор – еще одно название народного творчества. Фольклор связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей. Время ее появления – середина 20 века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Она обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культуры. У нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, отражает и реагирует на любое новое событие. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура – сленговое название массовой культуры, а китч – ее разновидность.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждого из них формируется собственная культура, то есть система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называются субкультурами.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, привычкой, одеждой, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. У каждого поколения и каждой социальной группы свой культурный мир. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности; усердный труд, материальный успех и наживу, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.