Билеты

внимание Право- особая разно­видность духовных социальных фактов, а именно как та­кой социальный факт, принудительный характер которо­го особенно очевиден, поскольку он обеспечен принуди­тельной силой государства. Организованный характер санк­ций

является главным признаком права,

отличающим его от иных социальных норм (напри­мер, от норм морали) и свидетельствующим о том, что право является более сильным состоянием коллективного.Д. ввел новое понятие "аномия"

для обозначения состояния ценностно-нормативного вакуума, когда старые социальные нормы уже не действуют, а но­вые еще не созданы. Это состояние особенно характерно для переходных периодов в развитии общества, когда раз­рушение старого опережает формирование нового. Одним из внешних проявлений такого состояния аномии является рост числа самоубийств. Этой проблемой Д. занимался очень серьезно, посвятив ей одну из своих книг, где установил зависимость между числом самоубийств и степенью ценностно-нормативной интеграции

общества (группы). При этом он выделял три основных типа само­убийств: эгоистическое (когда имеет место слабое воздей­ствие социальных норм на индивида и он остается наеди­не с самим собой), альтруистическое (поглощение инди­вида обществом, ради которого он жертвует жизнью) и анемическое (когда социальные нормы практически отсутствуют, т.е. в обществе наблюдается ценностно-норматив­ный вакуум)'.Особый интерес с точки зрения социологии права пред­ставляет трактовка Д проблемы соотношения нормального и патологического в социальной жизни. Он считал, что "преступление нормально, так как общество, лишенное его, было бы совершенно невозможно". В каче­стве примера он приводит некий идеальный монастырь, обитателям которого неизвестны преступления в собствен­ном смысле. Однако проступки, кажущиеся извинитель­ными в обычном обществе, вызовут там то же негодование, какое у обыкновенных людей вызывает преступле­ние. Говоря о полезной роли преступлений в эволюции, он ссылается на весьма нетипичный случай осуждения Сократа. С точки зрения афинских законов Сократ, замечает он, был преступником, но его преступ­ление было полезным не только для человечества, но и для его родины.Таким образом, преступность, согласно Дюркгейму, — не патология, не социальная болезнь и зло, а социально необходимое, полезное явление, "фактор общественного здоровья", составная часть всякого здорового общества4. Это весьма спорное суждение.

. Тард (1843—1904) — фр юрист и соц. Его осн.пр.— "Законы подражания", "Транс­формация права", "Соц. логика", "Общественное мнение и толпа".Псих. подход к пониманию соц. процессов и явлений начал складываться в социологии к концу XIX в. под влиянием достижений психолог. науки и прежде всего эксперимент-й психологии. И хотя он не выходил за теоретико-методоло-е рамки позитивизма, сторонникам данного подхода удалось замет­но раздвинуть границы прежнего соц. виде­ния мира, осн. на физи. и биол. де­терминизме (и объяснявшего общество посредством анало­гий с явлениями физ.го и биол. порядка).Для псих.о напр-я в соц. ха­рактерен интерес к мотивам и псих. Мех-му поведения людей. При этом речь идет о коллект. или соц. психологии как продукте дух. взаимодей­ствия между людьми. Соц.-псих. подход к изучению общ. делал акцент на том, что эволюция общ. "происходит под влиянием интеллект., эмо­ц. и волевых возд-й одних людей на других, а не путем спонтанного, фаталистического развития'". По­добный фаталистический подход был характерен для сто­ронников физико-биол. детерминизма.Т.считал разрабатываемую им соц. (кол­лективную) псих-ю

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.