Билеты

в трактовке В. отри­цает познавательную ценность характерных для соц. натурализма прямых аналогий между природой и обществом. Она исходит из того, что человек познает общество не как внешний наблюдатель (естествоиспыта­тель), а через познание и понимание самого себя. Только познавая и понимая самого себя, человек- может понять тот смысл, который вкладывают в свое поведение др. люди, познать соц. реальность.Идеи понимающей социологии были сформулированы еще до В., однако именно В. ввел в научный обо­рот термин "понимающая социология". Пон. Соц. у В. тесно связана с его концепцией теории соц. действия. Пон.с. изучает поведение индивидов, вкладывающих в свои действия оп­ред. смысл, выявляет и понимает этот смысл. Та­кое действие индивида, в котором заложен определенный смысл, доступный пониманию других людей, В. соц. действием.

При этом социальным он счи­тал действие, смысл к-го соотносится с поведением Др. людей, т.е. действие, учитывающее поведение др. людей, их возможную реакцию и в этом смысле под­дающееся их пониманию.С позиций социологии права особый интерес представ­ляет веберовская классификация типов человеческого Действия,

в рамках которой он выделяет:— целерациональное действие

(ему присущи ясность Цели, рационально соотнесенной с осмысленными адекват ными ей средствами и с возможными последствиями дан­ного действия);— ценностно-рациональное действие

(действие, ос­нованное на вере в безусловную ценность самого действия как такового, когда человек видит в этом действии свой Долг);— аффективное действие

(действие, основанное на эмоциональном состоянии);— традиционное действие

(обычное, повседневное поведение ).

Е. Эрлих (1862—1922) — австр. юрист. Его мо­нография "Основы социологии права", изданная в 1913 г., обозначила важную веху — появление социологии права как отдельной дисциплины. Гл. мысль этой работы выражена в предисловии к ней в следующем программном положении: "В наше время, как и во все времена, центр тяжести развития права не в законодательстве, не в на­уке права, не -в судебной практике, а в самом обществе"'. Наряду с разработкой теоретико-методологических проблем социологии права он одним из первых среди юристов стал проводить исследования (в том числе и опросы населения, изучение роли суда, судебной практики и т.д.), близкие к тем, которые сейчас называются конкретно-социологичес­кими.Опросы населения Буковины (Австро-Венгрия) дали ему основание утверждать,, что там реально действовало примерно лишь около трети статей Австрийского граж­данского уложения. Реально действующее право-он назы­вал "живым правом". Именно "живое право",

согласно Эрлиху, и составляет предмет социологии права.

"."Живое право" в трактовке Э. — это внутрен­ний порядок человеческих союзов (государства, семьи, корпорации и т.п.). Чтобы понять истоки, развитие и сущ­ность права, отмечал он, нужно прежде всего изучить порядок, существующий в названных человеческих союзах Концепция "живого права" Эрлиха получила также название концепции "свободного права",

или судейского усмотрения, поскольку судьи, по мнению Эрлиха, долж­ны в своих решениях ориентироваться не на писаное за­конодательство, а на "живое право", берущее свое нача­ло в самом обществе, в фактических общественных отно­шениях.Противники концепции "свободного права" и свободы судейского усмотрения критиковали Эрлиха за размыв законности, недооценку роли государства и его законотвор­ческой деятельности, преувеличение роли фактических общественных отношений. И эта критика во многом была справедливой. Ведь отвергая сведение права к закону, Эрлих и его последователи, по сути дела, отвергали и сам закон, подменяя его фактическими социальными нормами Свою социологию права, разработанную в рамках юр. науки, Э считал не юр. дисциплиной, а одним из направлений прикладной соци­ологии. Правда, и вся наука о праве должна быть, по его мнению, не чем иным, как частью социологии. Отри­цание самостоят-ти юриспруденции он весьма не­убедительно обосновывал ссылкой на то, что право пред­ставляет собой определенный аспект общественного бытия.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.