Билеты

фундаментом соц. как на­уки об обществе. Ист-м общ. развития он считал изобретения, под к-ми имелись в виду всевоз­можные открытия и усовершенствования как в техн. сфере, так и в области соц. жизни (новые идеи, ценности, институты и т.д.). Распространение и реализа­ция этих изобретений осущ-ся, согласно Т., через соц-псих механизм подражания

(в форме обычая, моды и т.д.). Соц. прогресс осущ-ся, т.о., за счет того, что отд. выдающиеся индивиды созда­ют и реализуют в жизни что-то новое, а ост. члены общ.а, массы, подражая им, воспринимают, распрост­раняют и закрепляют это новое. Все социальное, считал Т., имеет своей причиной подражание. Соц.кон­фликты он объяснял оппозицией (столкновением) векторов (направлений) такого подражания. Именно механизм под­ражания, согласно Т., лежит в основе социализации,

т.е. усвоения индивидом норм и ценностей общества.С этих соц.-псих позиций Т. рас­сматривал и вопросы права, исследованию к-го он как юрист и соц. уделял большое внимание. По своей юр. профессии Т работал судьей, а затем руково­дил службой уг. статистики в Мин. юсти­ции Фр В духе сформ-ых им соц.-псих. З. подражания Т.утверждал, что право

— это "не более как один из видов склонности человека к подражанию". Это понимание права лежит в основе его юр.-соц ис-ий проблем трансфор­мации (эволюции) права, криминологии и уг. статистики, законод-й д-ти и суд. прак­тики, формирования обычая и т.д.В плане социологии права, как и общей соц., важное значение имели исследования Т в области пси­хологии толпы и общ. мнения. Толпе

как беспо­рядочному скоплению людей присущи общее эмоц. состояние и соотв-щие формы поведения. Пси­хология толпы подавляет челов. Индив-сть, психологию и интеллект индивида. Поведение человека в толпе хар-ся повышенной внушаемостью и под­ражательностью. Чем многочисленней толпа, отмечал Т, тем ниже ее инт. уровень и выше ее эмо­ц. Возд-е на индивида. В отличие от толпы публика,

согласно Т, — это особое инт-соц образование (общность людей), обладающее общим самосознанием. В формировании этого общего са­мосознания публики существенную роль играют средства коммуникации и массовой информации. Общ.мне­ние,

трактуется в соц-псих концепции Т как форма выражения общего самосознания публики

М. Вебер (1864—1920) — нем/с.,. Его осн.работы — "Про­тестантская этика и дух капитализма", "О категориях по­нимающей социологии", "Хозяйство и общество". Гл. сод-е социологии и соц. фило­софии В. — концепция прогрессирующей рациональ­ностикак определяющего вектора исторического разви­тия. Речь идет о постоянной тенденции к рационализации всех сфер жизни западного общества. Это выражается в формировании и развитии рацион. Эк-ки (эк-ка капитал. способа производства), ра­цион.религии (протестантизм), рацион. уп­равления (рациональная бюрократия)и т.д. Рационализа­цию В. рассматривал как преодоление (модернизацию) традиционных, патриарх. форм жизни. Он говорил о прогрессирующей рациональности как о неизбежной судь­бе Запада.Особое внимание в своих соц. Исслед. В. уделял выявлению факторов, способствующих возникновению рациональной европейской культуры, и причин отсутствия данного типа культуры в других час­тях света. Анализируя эту тему в работе "Протестантская этика и дух капитализма", он обратил внимание на роль религии в зарождении и развитии капитализма То значение, которое Вебер придавал роли религии, видя в ней, по сути дела, осн.овной движущий фактор общественного развития, го­ворит о монистическом характере его подхода к исследо­ванию закономерностей развития общества Наиболее ярко свои антипозитивистские взгляды он изложил в концепции понимающей социологии и теории социального действия.Пон.соц.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.