Билеты

Очевидно, что при таком подходе социология, по сути дела, должна была бы включать в себя все обще­ственные науки, утрачивая свое собственное предмет­ное своеобразие.

ПАРСОНС

(1902—1979) — амер. социо­лог-теоретик, осн-ль системно-функциональной шко­лы в социологии и создатель общей теории действия. В его работах значительное внимание уделено проблематике права как соц.о явления. роль права как инструмента социальной интегра­ции

исследовалась П. в более широком контек­сте анализа интегративной функции всей нормативной системы общества "Фактическая эффективность правовых систем, — от­мечал он, — во многом зависит от получаемой ими мо­ральной поддержки как систем, обладающих с точки зре­ния большинства людей, на которых распространяется их действие, "внутренне присущей" им справедливостью"3. Через такую моральную поддержку и моральное обоснова­ние права осуществляется, согласно П., связь меж­ду правовой и ценностной системами общества. Благодаря такой связи между ценностями и норма­ми, с одной стороны, обеспечивается реальное осуществ­ление ценностных ориентации, а с другой — стимулиру­ется выполнение нормативных требований. Подобное со­звучие, сочленение системы норм с социальными ценнос­тями П. называл "легитимизацией нормативной системы"2.

При этом он отмечал, что "ценностные пред­посылки американского общества сформулированы преж­де всего в таких исторических документах, как Деклара­ция независимости, преамбула к Конституции и Билль о правах"3.Одним из важных аспектов парсоновской социологии является теория социального контроля.

Соц. кон­троль Парсонс рассматривал как процесс, посредством ко­торого сводятся к минимуму расхождения между систе­мой нормативных ожиданий общества и фактическим по­ведением людей. Роль правовой системы как части системы социального контроля П. видел в том, что право путем установления всеобщих норм задает ясные, види­мые рамки социального контроля в обществе, четко конк­ретизирует ценности, заставляет исполнять свои указания при помощи силы4.Несомненный интерес для социологии права представ­ляет и парсоновский подход к разработке учения о соци­альном действии, наиболее полно изложенный в его рабо­те "К общей теории действия". Для понимания теории со­циального действия П.а следует иметь в виду, что в рамках его концепции социальное действие —

это дей­ствие, регулируемое нормами и осуществляемое в общем контексте системы социальных ценностей. Порядок обще­ства обусловлен тем, что "социальные деятели исполняют ожидаемые от них роли, разделяют предписанные ценно­сти и нормы"'Разработанная Парсонсом социологическая концепция общества как ценностно-нормативной системы представ­ляет значительный интерес для исследований в рамках социологии права проблем взаимодействия права с други­ми социальными нормами и ценностями, анализа места и роли норм права в соционормативной и ценностной систе­мах общества.

СОРОКИН Питирим Александрович (1889—1968) родился в семье бедного ремесленника, в детстве вел бродячий образ жизни, подрабатывая случайными заработками, одна­ко при этом сумел окончить церковно-приходскую школу'. С пятнадцати лет — член партии эсеров. В 1909 г. поступил в Санкт-Петербургский психоневрологический институт (где незадолго до того была открыта первая в России кафедра Социологии), а затем перевелся на юридический факуль­тет университета. Его дипломная работа "Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали" (1912/1913 гг.) была очень хорошо встречена научной общественностью. Активно участвовал в февральской революции, некото­рое время был личным секретарем А. Ф. Керенского, ре­дактировал газету "Воля народа". В этот период им была написана серия брошюр, в том числе: "Проблема социаль­ного равенства", "Формы правления", "Сущность социа­лизма", "Кому и как выбирать в Учредительное собра­ние?" и др. Политические взгляды П. А. Сорокина пред­ставляли собой, по его собственной оценке, разновидность "социальной идеологии, основанной на этике солидарнос­ти, взаимовыручки и свободы"2.Большевистский переворот П. А. Сорокин не принял, но, признав фиаско эсеровской программы, вышел из партии эсеров. Его опубликованное в газетах открытое письмо по этому поводу привлекло внимание и было про­комментировано В. И. Лениным в известной статье "Цен­ные признания Питирима Сорокина". В 1919 г. ему удалось организовать и возглавить в качестве декана первый: в

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.