Методологические основы изучения социального самочувствия.

Приступая к эмпирическому изучению социального самочувствия и адаптации, необ­ходимо осознать всю сложность и неординарность этих философских категорий, что предъяв­ляет высокие требования к определению методологических оснований социологического изучения данных социальных феноменов. Специфика изучения социального самочувствия состоит в том, что оно представляет собой интегральное образование, обладающее высо­кой степенью динамики, и кумулятивное, возникающее в результате накопления некоторого комплекса разнородных характеристик и показателей социального и социально-психоло­гического состояния индивида, группы или массы людей, трудно сводимых суммарно, но вместе с тем образующих в совокупности устойчивое социальное явление. [3]

Учитывая, что социальное самочувствие состоит из двух внутренне сочлененных ком­понентов — социального и психологического — представляется уместным определить следующие пути его исследования и прогнозирования. Первый — изучение состояния социального самочувствия в тесной взаимосвязи с объективными условиями и социальной практикой, в процессе которой реализуются или не реализуются социальные цели, установки и интересы людей. Второй — исследование социально-психологического состояния индивидов, социальных групп, институтов и организаций.

Из этой специфики феномена социального самочувствия вытекают два важных со­циологических вывода методологического характера. Первый: социальное самочувствие «интегральная характеристика особого состояния индивида, группы или массы людей» может быть изучено непосредственно только при помощи известных до сих пор мето­дов. Поэтому его приходится изучать опосредованно через социальные и психические проявления в отдельных сферах жизнедеятельности субъекта. Второй: признавая соци­альное самочувствие целостным компонентом, мы вынуждены изучать его расчленение по отдельным составляющим, описывая каждую из них определенной системой показате­лей, не входящих в какой-то один общий.

К числу специфических особенностей феномена социального самочувствия отно­сится его двойственная природа. Эта двойственность связана с его изучением и прогнозированием она объективно вытекает из его структуры, и в то же время осложняется ря­дом обстоятельств: во-первых, любой исследователь, предпринимающий попытки груп­пировки, классификации форм существования социального самочувствия сталкивается с недостатком достоверной информации, а также методик, где бы описывались пути и мето­ды его изучения и прогнозирования; во-вторых, важность решения этой проблемы зас­тавляет исследователей прибегать к использованию опыта изучения родственных соци­альному самочувствию категорий. В данном случае имеются в виду работы, исследующие социально-психологический климат, общественное сознание и предлагающие направле­ния их изучения.

Наибольшую сложность представляют эмпирические исследования самого феноме­на социального самочувствия, разработка методов его диагностики. Не менее труден про­цесс познания и выявления факторов, влияющих на социальное самочувствие — эконо­мических, социально-политических, духовных. Среди них обязательно присутствуют объек­тивные и субъективные, что само по себе ставит сложнейшую проблему максимального учета различных вариантов их сочетания. [16, с.10]

В число методологических предпосылок исследования входит представление о со­циальном самочувствии как устойчивом и одновременно изменяющемся состоянии об­щества, коллектива; социальных групп и индивидов, отношений между ними: группе с груп­пами, групп с обществом и т. д. Важно иметь в виду и два параметра, определяющих социальное самочувствие - тональный (чувства, эмоции, умонастроение, мировоззрение) и предметный (социальный), выявляющий отношение к месту работы и повседневной жиз­ни, количеству и качеству социальных услуг, степени удовлетворения духовных запросов, решаемости возникающих социальных противоречий и проблем и т. д.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.