Методологические основы изучения социального самочувствия.

Огромное значение в функционировании социального самочувствия приобретает социальный престиж — соотносительная оценка индивида, социальной группы или социального института, которая разделяется членами этих сообществ на основании существующей системы ценностей. Это сугубо индивидуальное отношение к материальным и духовным ценностям, к вещам и предметам, которые делают людей богаче или беднее. Причем, порой ценностные инди­каторы могут быть глубоко скрыты за внешними материальными атрибутами, общеприня­тыми, но не присущими этому человеку суждениями. На формирование престижных оценок влияют как формализованные позитивные санкции (одобрение офи­циальных структур власти, в том числе и экономических, доступ к почетным функциям и т. п.), так и неформальные позитивные характеристики, главным образом, выражаемые по­средством признания заслуг и авторитета, похвалы, поддержки и содействия. [17, с. 110]

Для социологов важен тот факт, что средствами выражения и фиксации престижных оценок выступают особые знаки отличия или символы престижа. Роль последних выпол­няют самые разнообразные элементы социальной среды, культуры, а также разнообраз­ные стилевые особенности поведения (профессиональный жаргон, обладание опреде­ленными манерами, фасон одежды и т. д.). Символы социального престижа ассоциируют­ся в сознании людей с усвоенными ранее стереотипами определенной группы или инсти­тута, играют важную информационную и социально-регулирующую роль в упорядочива­нии взаимодействия людей не только в обычной общественной жизни, но и в сложных и нестандартных ситуациях. [31]

Следующей ступенью при разработке и обосновании показателей социального са­мочувствия могут быть выделены социальные ожидания и социальные притязания.

Социальные ожидания, прежде всего, связаны с тем, как, каким образом и при помо­щи чего человек, группа, слой, институт могут добиться желаемой ими цели, реализовать идеалы. Данные требования сравнительно легко подвергаются социологической интер­претации так же, как и ожидания — прогнозы на то, как будет реагировать общество на их возможные действия, насколько общество будет содействовать их ориентациям, целям и надеждам. [3]

Социальные ожидания присуще всем людям. В своем исследование мы попытались выяснить какие социальные ожидания присуще выпускникам вузов проживающих в ЗАТО и что на наш взгляд является одним из самых главных, оправдались ли эти ожидания. Ведь именно от степени реализации социальных ожиданий зависит социальное самочувствие индивида.

Социальные ожидания различаются по степени обобщенности, ясности, согласован­ности между собой. Однако социологические исследования нередко фиксируют противоречивость социальных ожиданий, проявляющуюся в непоследовательности по­ведения людей, в непредвиденности их поступков, а иногда и трудно объяснимых пара­доксах.

Высшей формой социальных ожиданий, на наш взгляд, выступают социальные при­тязания, когда человек, группа, институт не ограничивается провозглашением своих ус­тановок, а стремится более активно реализовать их в форме непосредственно ожидаемо­го результата. Социальные притязания, как правило, имеют два варианта своего проявле­ния. Первый, когда в отличие от ожидания, зачастую пассивного, социальное притязание проявляется в стремлении добиться от общества удовлетворения своих прав или в предъяв­лении этих прав для получения определенных социальных результатов. Например, молодые специалисты, имеющие свое дело или занимающиеся журналистикой.

Второй вариант характеризует стремление добиться одобрения со стороны других лиц, институтов, орга­низаций, своих действий, своего поведения. Например, лица с высшем образованием приживающие в ЗАТО работающие по специальности и добросовестно выполняющие свою работу.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.