Методологические основы изучения социального самочувствия.

На наш взгляд, большое значение имеет социальная память (историческая, профессиональ­ная, а также выраженная в виде традиций и обычаев), которая в сжатом виде всегда при­сутствует в реальном сознании и повседневном поведении людей и которая в определенном аспекте входит в социальное самочувствие. Уверенность человека, например, в не­зыблемом авторитете народных традиций способна сделать социальное самочувствие более долговременно действующим фактором, чем просто эмоциональный настрой, сфор­мировавшийся под влиянием кратковременно проходящей ситуации. Следовательно, со­циальная память включает в себя специфически отобранную информацию, исходя из лич­ного и общественного опыта, роли и влияния традиций и обычаев.

Эмпирические показатели социального самочувствия связаны с эмоциональным и чувственным восприятием информации, что, во-первых, выражается в общественном (груп­повом, индивидуальном) мнении, во-вторых, в степени удовлетворенности или неудов­летворенности тем событием, явлением, процессом, с которыми сталкиваются люди в ре­альной жизни.

При характеристике понятия «социальное самочувствие» важна, по мнению ряда исследователей (Ж. Тощенко, А. Бородкина, В. Герчикова), регистрация такой заключи­тельной характеристики изучаемого феномена, как самосохранение, когда социальные проблемы мира, страны, региона, конкретного места, где человек работает и живет, обо­рачиваются для него такими же важными жизненными ситуациями, как личное благопо­лучие, защищенность близких для него людей или ближайшего его окружения, уверен­ность в своем будущем, будущем своих детей и гарантиях этой уверенности. [16, с. 14]

Главное в изучение социального самочувствия составляют оценка и самооценка социального статуса, социального положения, уровня духовной культуры выпускников вузов проживающих в закрытом административно-территориальном образовании. Прежде всего, в этом смысле очень важна оценка, во-первых, врожденного социаль­но статуса (социальное происхождение молодых специалистов ЗАТО. Где они родились, в каких условиях получали высшее образование и получали ли его вообще) и, во-вторых, достигаемого социального статуса (наличие высшего образование, квалификация, которой обладают выпускники вузов, проживающие в «закрытом» городе, их уровень доходов и т. д.) и, в-третьих, статуса, обусловленного внешними обстоятельствами (например, смогли ли они найти работу по специальности в пространстве ЗАТО). Все это мы пытались выяснить у выпускников вузов проживающих в ЗАТО с помощью выбранного нами метода.

Конечно, оценка этих аспектов статуса во многом носит социально-психологический характер. Но она (как и самооценка) важна для выявления степени значимости в организации и осуществлении жизни индивида, социальной группы или слоя.

В этой связи важна тогда и оценка социальной роли, которую играет данный индивид, когда он может или вынужден предпочесть один статус другому или попасть в ситуацию противоречивости и неприемлемости выбора. Например, почему выпускники вузов все же приехали в закрытое административно-территориальное образование город Снежногорск, почему выбрали ту или иную профессию. Был ли это сознательный выбор, как например, у лиц выбравших для себя занятие бизнесом, хотя у них и была уже работа по специальности. Или это было вынужденное предпочтение другой работы, так как работы по специальности на тот момент просто не было. Одни выбирали из того, что им предлагалось в данный момент, другие предпочитали подождать, а третьи выходили из создавшейся ситуации надеясь только на себя. И все не могло не отразиться на том, какую социальную роль играет данный индивид в пространстве «закрытого» города. Понятие социальной роли как компо­зита социального самочувствия важно еще и потому, что существует иерархия социальных ролей, построенная по принципу пирамиды: чем выше желаемая социальная роль, чем значительнее претензии, тем ограниченнее возможности ее реализации, тем более, что в такой ситуации спрос обычно превышает предложение.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.