Методологические основы изучения социального самочувствия.

Социальные притязания могут носить созидательный характер, когда стремление добиться чего-то олицетворяет реализацию прав и свобод человека, группы, организа­ции. [27, с. 22]

Заключительным блоком вопросов, характеризующих завершенность представлений о социальном самочувствии, является социальная позиция. Она включает в себя те наме­рения, которые готов реализовать человек, группа, институт, а также их убежденность в правомерности своих ожиданий и притязаний. На этом этапе важным моментом стано­вится мировоззренческий компонент, а также проблема убежденности, готовности реа­лизовать желаемые личные и общественные цели. Конечно, социальная позиция может быть ярко или слабо выражена, четко или нечетко определена.

Показателями, характеризующими социальное самочувствие, могут быть осознавае­мые или неосознаваемые возможности духовного развития, раскрытия потенциала само­познания, потребностей общения, понимания и признания, что, в конечном счете, дает воз­можность людям самовыразиться и самоутвердиться, что, как правило, и формирует еще один блок показателей — готовность к действию, к превращению социального само­чувствия в активное начало.

При эмпирическом исследовании данного социального феномена целесообразен также учет воли, упорства и настойчивости в реализации целей, стойкости и последовательности в отстаивании мировоззренческой позиции. Именно на этапе осуществляется процесс саморегуляции, который предусматривает свое осуществление не только на уровне личности, но и на уровне других социальных образований. Внешними индикаторами этого процесса являются показатели активности личности, как в сфере труда, так и в сфере быта, досуга, в организации свободного времени и отдыха. [16, с. 18]

Например, как выпускники вузов добиваются чего-то в пространстве «закрытого» города. Как они проводят досуг. Надо сказать, что пространство ЗАТО не предлагает особого разнообразия в способах проведения свободного времени и отдыха. И то, как выпускники вузов решают этот вопрос, является одним из важных показателей той социальной позиции, которую они заняли. А если смотреть более широко, то и социальным самочувствием выпускников вузов проживающих в ЗАТО.

И, наконец, говоря о структуре и показателях эмпирического исследования социаль­ного самочувствия, следует одновременно, на наш взгляд, использовать такие критерии и показатели, которые расшифровывают логическое требование: соответствует или не соот­ветствует социальное самочувствие той объективной социальной ситуации, в которой на­ходится индивид, группа или масса людей

Можно ввести показатели влияния социально-экономических, обществен­но-политических и духовных, факторов на социальное самочувствие, то есть использо­вать их как базу, которая создает общую основу для социального самочувствия, и как показатель обратного их воздействия на его динамику и состояние.

Таким образом, социологический феномен социального самочувствия характеризу­ется комплексом показателей, отражающих отдельные социальные и социально-психоло­гические стороны его проявления (блок показателей, определяющих само самочувствие), и блок показателей, характеризующих социальную среду, социальные условия (объек­тивные и субъективные), в которых раскрываются или не раскрываются интересы инди­видов, групп и масс людей. [3]

Социальное самочувствие — это массовые настроения, ожидания, чувства различ­ных групп населения. Это отношение людей к разным сторонам жизни, и выражается оно в устойчивых мнениях, оценках социальных явлений, в степени удовлетворенности своей жизнью. Социологические опросы дают возможность выявлять массовые оценки, настро­ения, ожидания населения и отслеживать их изменения. [31]

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.