Методологические основы изучения социального самочувствия.

Исследование показало, что самочувствие выпускников вузов во многом зависит от материально-экономических факторов, материального положения. Однако самочувствие связано не просто с величиной дохода, а с тем, как такой доход соответствует, с точки зрения человека, его потребностям и пред­ставлениям о достойной жизни. Степень этого соответствия или несоответствия во мно­гом определяет социальное самочувствие человека.

Но социальное самочувствие выпускников вузов выражается не только через оценку материаль­ного положения и уровня дохода, но и через эмоциональную реакцию на условия своей жизни, через доминирующие чувства, настроения. Социальное самочувствие выпускников вузов проживающих в ЗАТО оценивалось по двум основным аспектам: удовлетворенность условиями жизни (оценка удовлетворенности потребностей физического существования) и социально-психологичес­кий комфорт (оценка удовлетворенности потребностей социального существования). По­мимо собственно оценки «удовлетворенности условиями жизни» и «социально-психологи­ческого комфорта» социальное самочувствие дает представление о степени социальной активности населения.

Анализ социального самочувствия не возможен без учета структуры социальных цен­ностей, сформировавшихся у выпускников вузов в данный период времени.

Большую роль при изучение социального самочувствия играют ценностные ориентации, которые представляют собой осознание человеком или обществен­ной, группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых.

В ценност­ных ориентациях опосредствованно отражаются интересы индивидов и групп, которые, в конечном счете, определяются системой экономических, политических и культурных от­ношений данного общества. Ценностные ориентации являются одним из важнейших фак­торов формирования и реализации жизненных планов людей, выбора профессии, социальной ориентации.

Система ценностных ориентации обладает сложной структурой, компоненты кото­рой прослеживаются в конкретных видах общественных отношений.

В любом случае ценности дол­жны быть стабильными в течение достаточно большого промежутка времени. Индивид может ориентироваться на ценности, если они выдержали испытание временем. Общество также должно иметь стабильные и всеобщие ценности, в противном случае возникает коллективная дезори­ентация, которая ведет к конфликтной блокаде активности и неуверенности его членов. Так же как отдельная личность меняет свои ценностные ориентации на основе опыта жизни, так могут меняться и масштабы ценностей общества. В обоих случаях это должно произойти медленно и постепенно.

В то же время в век бурных изменений ценности общества так же активно меняются. Но некоторый список ценностей, определяющий индивидуальное состояние, связанное с выживанием, остается неизменным, это: 1) материальная обеспеченность, 2) дети, 3) лич­ная жизнь, 4) здоровье, 5) наличие хороших друзей. Кроме того, вечными остаются такие ценности как: удовлетворенность ра­ботой; продвижение по службе; возможность легко и весело проводить время; наличие хороших друзей; уважение окружающих; возможность творческой деятельности; владение собственностью; наличие связей, знакомств; престиж­ное положение в обществе; уверенность в себе; чувство собственной защищенности; об­щая хорошая обстановка в обществе; здоровье; удовлетворенность в интимной жизни; наличие образования; наличие собственного дела; религиозная вера. [31]

Но, изучая социальное самочувствие невозможно обойти стороной жизненные стратегии, которые формируются у выпускников вузов во время проживания в пространстве ЗАТО. Жизненные стратегии невозможно вычленить из общего социального процесса жизни личности. Они определяют сам характер и особый тип социального поведения и взаимодействия людей.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10

Основные разделы
Межнациональные браки

Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого.

Развод как социальное зло

Развод - обычно драма как минимум для одного из супругов и, безусловно, моральная и психологическая травма для ребёнка, имеющая далеко идущие последствия. Есть удачное сравнение развода с хирургической операцией - саму операцию обычно перенести проще, чем выздоровление, требующее значительных физических и моральных сил.